НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ) через суд пытается вернуть авансовые платежи, которые в 2017 году получил новый подрядчик корпорации из Москвы – строители должны были возвести три цеха для производства специальной техники. Хотя СК «Строй групп» на момент подписания договоров суммой 1,8 млрд рублей не имела в Нижнем Тагиле ни производственной базы, ни административного персонала, но это не остановило представителей нового собственника предприятия – ГК «Ростех». Госкорпорация подписала с компанией дорогостоящие контракты и перечислила подрядчику сотни миллионов рублей в качестве аванса, а спустя два года УВЗ вместо готовых цехов получил только фундамент для гальванического цеха. «Дочка» «Ростеха» уже попыталась найти новых подрядчиков на завершение стройки в рамках госпрограммы по модернизации предприятия ОПК. Она будет действовать до 2020 года включительно, строителям же предлагают за год «довести до ума» долгострои «специального назначения». Потенциальных исполнителей заказа торопят – цеха должны были приступить к исполнению ГОЗа еще в текущем году, а у Минобороны уже есть претензии к корпорации из-за сроков исполнения работ.
Минобороны РФ не смогло взыскать с НПК «Уралвагонзавод» (входит в ГК «Ростех») неустойку за сорванные сроки сдачи гособоронзаказа 2017 года. За 1,4 млрд рублей военные купили у УВЗ инженерные машины разграждения ИМР-ЗМ.
Пять машин должны были передать Первой гвардейской инженерно-саперной бригаде в Муроме 25 ноября 2017 года, но вместо этого, по данным ведомства, акт приема-передачи был подписан только 25 декабря. За месячную просрочку Минобороны начислило неустойку более чем в 30 млн рублей и направило претензию производителю.
Впрочем, нижнетагильским машиностроителям удалось доказать, что товар в войсковую часть они привезли вовремя, в подтверждение этому была предоставлена ноябрьская товарная накладная. С опозданием был подписан лишь финальный пакет документов. Исходя из этих обстоятельств суд отказал военным в требованиях.
В настоящее время корпорация ведет активную работу по обновлению производственных мощностей, связанных с выпуском вооружения. В 2017 году после смены собственника и руководящего состава «Уралвагонзавода» «Правда УрФО» подробно рассказывала, что на реализацию сразу трех контрактов в 1,8 млрд рублей по модернизации «специального производства» в Нижнем Тагиле зашел новый для предприятия подрядчик, который был единственным участником расторгованных конкурсов.
На заказах оборонных предприятий и Главного управления обустройства войск строительная компания «Строй групп» на тот момент уже работала, но в Нижнем Тагиле, где предстояло реализовать крупный контракт, производственной базы у нее не было, а свой филиал открылся лишь через месяц после заключения первой сделки.
Компания должна была возвести бокс гальванического цеха за 666 млн рублей. Второй договор на создание нового механосборочного цеха оценили в 757 млн рублей, а за 392 млн рублей СК «Строй групп» должна была построить азотно-кислородную станцию. Все эти объекты планировалось запустить в эксплуатацию в 2018 году, но позже контракты пролонгировали до конца 2019 года. На текущий момент УВЗ разорвал все три эти сделки и пытается отсудить у подрядной организации неотработанный аванс и проценты за сорванные сроки реализации заказов.
Больше всего денег «Уралвагонзавод» успел вложить в создание механосборочного производства. По данным Арбитражного суда Свердловской области, корпорация потребовала вернуть 220 млн рублей неосновательного обогащения, так как в качестве аванса было перечислено почти 250 млн рублей. Еще 3,7 млн рублей – за неисполнение обязательных работ, 2,2 млн рублей – процент за пользование чужими деньгами, 3,7 млн рублей – за непредоставление обязательной банковской гарантии и еще более 16 млн рублей – за срыв сроков реализации контракта. По двум другим договорам НПК потребовала вернуть неотработанные авансы – 80 млн и 118 млн рублей.
В пресс-службе УВЗ воздержались от комментариев о том, по какой причине в мае текущего года были разорваны отношения с СК «Строй групп». В компании не уточнили, повлияет ли срыв сроков реализации проектов на исполнение долгосрочного гособоронзаказа от Министерства обороны РФ.
«В последнее время ведомство старается подписывать с оборонщиками двух-трехлетние контракты. Структура «Ростеха» могла планировать эти цеха для участия в исполнении ГОЗа 2020 года. Все же не думаю, что это кардинально повлияет на сроки исполнения заказа, зато в финансовом плане могут быть дополнительные издержки. В крайнем случае они будут вынуждены привлекать соисполнителей на некоторые виды работ», – подчеркнул собеседник «Правды УрФО» из сферы ОПК.
Еще одним «узким местом» в сложившейся ситуации остаются сроки выполнения запланированных работ по модернизации специального производства. Все они проводятся в рамках госпрограммы по модернизации предприятий ОПК 2011-2020 года. До завершения действия документа и, соответственно, федерального софинансирования остается только полтора года, и «Уралвагонзаводу» придется в оперативном режиме подыскивать новых подрядчиков, при этом жестко контролировать сроки проведения работ.
Корпорация в июле уже размещала конкурс на выполнение строительно-монтажных работ по проекту «Реконструкция специального производства. Заготовительное производство». Согласно конкурсной документации, речь вновь шла о создании трехэтажного гальванического цеха. Несмотря на то, что прежний подрядчик часть работ все же сделал, цена контракта была установлена на уровне 642 млн рублей («Строй групп» согласился выполнять работы за 666 млн рублей). В частности, забито свайное поле, залит монолитный железобетонный фундамент и стаканы под колонны, частично смонтированы основные несущие сборные железобетонные конструкции первого и второго этажей каркаса.
Однако ни одна строительная компания не захотела участвовать в конкурсе «Уралвагонзавода», из-за этого торги был признаны несостоявшимися.
Сергей Чемезов потерял полмиллиарда рублей из-за подрядчиков «Уралвагонзавода»
Минобороны РФ не смогло взыскать неустойку за сорванный контракт