Госкорпорация «Ростех» пытается «обелить» имидж при помощи самовосхваления в СМИ путем 550 тысяч публикаций с охватом 10 миллионов пользователей. Журналисты PASMI обнаружили конкурс на PR-услуги стоимостью почти 100 млн рублей, который размещен вскоре после ряда журналистских расследований о роскошной зарубежной недвижимости родственников и друзей Сергея Чемезова.
Полмиллиона комплиментов
29 марта на сайте госзакупок появился контракт на PR-сопровождение «Ростеха» и организаций, входящих в корпорацию. Начальная сумма контракта составляет 92,7 млн рублей.
Победителю предстоит проделать масштабную работу. Во-первых, — это анализ количества и характера упоминаний компаний «Ростеха» в СМИ и соцсетях и подготовка самых ярких негативных и позитивных информационных поводов, связанных с госкорпорацией.
Во-вторых, исполнителю предстоит заняться аналитикой аккаунтов «Ростеха» в социальных сетях, наблюдением за уровнем вовлеченности, качеством и количеством контента.
Далее в условиях контракта прописывается информационное сопровождение, которое включает в себя создание пресс-офиса, функционирующего круглосуточно и без выходных.
В его задачи входит подготовка и распространение материалов, связанных с «Ростехом», а также проведение PR-компаний и мероприятий для прессы. Новая команда будет отвечать за взаимодействие со СМИ: готовить ответы на запросы и контролировать публикуемые материалы на наличие фактологических ошибок.
Требования к исполнителю довольно высокие: в СМИ должно быть опубликовано не менее 550 тыс. положительных или нейтральных публикаций, из них как минимум 12,5 тыс. должны появиться в топ-10 СМИ (по данным «Медиалогии» — например «Известия», «КоммерсантЪ», «Ведомости»).
Доля позитивных публикаций, по требованию заказчика, должна составлять не менее 97%, а общий охват кампании — как минимум 10 млн пользователей.
Масштаб имеет значение
По мнению политического PR-специалиста Дмитрия Скуратова, контракт, в первую очередь, призван уменьшить индекс негатива в отношении госкомпании — чем он выше, тем сложнее компании найти инвесторов.
При этом эксперт отметил, что эффективность таких усилий зависит от масштаба распространения негативной информации. К примеру, можно писать сколько угодно комплиментарных статей о Медведеве, но народ все равно будет припоминать ему уточек и «вы держитесь там».
«Сейчас задача пиарщиков — показать положительные публикации тем пользователям, которые не видели негатив — чем больше этих людей — тем лучше для «Ростеха»», — объясняет Скуратов.
По его словам, чиновники и предприниматели часто используют подобные услуги для «отбеливания» репутации, а масштабы зависят от уровня занимаемой должности и финансового состояния клиента.
«У кого-то личные помощники — они же отвечают за СММ и формирование позитивной повестки. Некоторые же, например, Елена Ямпольская (председатель комитета Госдумы по культуре) создают отдельное PR-агентство, которое обслуживает только их», — объяснил Скуратов.
Виллами по репутации
Причиной объявления масштабной PR-кампании «Ростеха» могли стать недавние статьи в СМИ. В марте «Медуза» опубликовала расследование OCCRP про офшорную вселенную «Тройки Диалог», через которую проходили деньги влиятельных российских чиновников и бизнесменов.
Позже журналисты издания выяснили, что одна офшорных компаний Delco Network, входящая в систему «Тройки», в 2008 году выдала кредит на 12,2 млн евро московской пенсионерке Анне Курепиной. Кредит выдавался на покупку недвижимости в Испании — виллы в одном из престижных поселков С`Агаро. Пенсионерка, по версии журналистов, оказалась родственницей Владимира Артякова — заместителя главы «Ростеха» Сергея Чемезова. Курепина и Артюков были прописаны в одной квартире в Москве.
С Артяковым Чемезов дружит давно, еще со времен работы совместной работы с Владимиром Путиным на госслужбе в Санкт-Петербурге: в 1996-ом Чемезов возглавил отдел внешнеэкономических связей управделами российского президента, в то время как Путин был заместителем управделами.
С 1999 года дела в гору пошли и у Чемезова, и у Артякова — последний практически все время следовал в фарватере будущего главы Ростеха. Исключением стал лишь период с 2007 по 2012 год, когда Артяков был губернатором Самарской области.
В 1999 году Чемезов возглавил ФГУП «Промэкспорт» — Артяков стал его заместителем, в 2004 году Чемезов перешел на должность генерального директора «Рособоронэкспорта» — туда же в качестве зама, направился и Артяков. В 2012 году друг Чемезова ушел в отставку с губернаторского поста, чтобы вновь стать заместителем — на этот раз в «Ростехе».
Недвижимость Артяковых в С`Агаро — это две двухэтажные виллы в стиле итальянского палаццо.
«В подвале виллы расположены гараж и винный погреб, на первом этаже — две спальни, каждая со своей ванной, кухня, гостиная и отдельная прачечная комната. На втором этаже — еще две спальни, одна из них с гардеробной. Обе выходят на обширную террасу в 40 квадратных метров. Вилла и земля, на которой она стоит, принадлежат сыну Артякова Дмитрию и его жене Юлии. Согласно выписке из испанского реестра, Курепина продала им недвижимость в 2014 году», — сообщали журналисты.
Через дорогу от владений Артяковых, расположен дом «шефа» (так его назвал один из строителей на территории виллы заместителя«Ростеха»). Двухэтажной крепостью с пристроенной к ней башней с бойницами, как выяснили журналисты, владеет Анастасия Игнатова — дочь жены Сергея Чемезова Екатерины Игнатовой.
По документам землю и виллу Игнатова приобрела в 2017 году, а до этого она была записана на компанию из Лихтенштейна — Societe Immobiliere Elsamex. Журналисты не смогли узнать, кто именно стоит за этой компанией, но выяснили, что ее интересы по сделкам с недвижимостью представляла гражданка Испании Мария Баер Пахомова — сестра гендиректора дочернего предприятия «Ростеха» «Авиакапитал-сервис» Романа Пахомова.
Бизнесвумен в возрасте дожития
В том же расследовании журналисты написали, что родственница Артякова Анна Курепина не только владеет недвижимостью в Испании, но и занимается предпринимательской деятельностью. Она, вместе с еще одной пенсионеркой — Людмилой Рукавишниковой (предположительно, тещей Сергея Чемезова), владеет непрофильным имуществом «Ростеха», например пятиэтажным торговым центром «Спиридоновка, 20», в паре километров от Кремля.
Помимо этого Рукавишниковой принадлежит компания, у которой была доля в сочинском санатории «Зеленая роща», где расположена знаменитая дача Сталина. На восстановление «Зеленой рощи» к сочинской олимпиаде «Ростех» потратил около 800 млн рублей.
Отдельное расследование о Рукавишниковой сделал «Собеседник»: он выяснил, что предпринимательская жилка у пенсионерки появилась как раз после того, как ее дочь познакомилась с Сергеем Чемезовым.
На этом пристрастие пожилой дамы к недвижимости не заканчивается — она же владеет компанией «АФК-Сервис», которой принадлежит четырехэтажный особняк на Патриарших прудах, где раньше располагался головной офис «АвтоВАЗа». Теперь площади сдаются в аренду, по цене около 2 тысяч рублей за квадратный метр.
Сергей Чемезов потратит 90 миллионов на положительный пиар «Ростеха»
Госкорпорация «Ростех» пытается «обелить» имидж при помощи самовосхваления в СМИ путем 550 тысяч публикаций с охватом 10 миллионов пользователей.