«Открытые медиа» начинают цикл статей «Жизнь российской элиты» с изучения российской системы государственных наград, превратившейся в фабрику подарков для ближнего окружения президента, силовиков, высокопоставленных чиновников и приближенных к элите артистов и учёных.
Что вы узнаете из нашего исследования
Сергей Шойгу стал безусловным чемпионом по учреждению ведомственных наград среди всех советских и российских руководителей. При нём появилось 78 новых медалей и знаков отличия — 25 пока он руководил МЧС и 53 — когда занимал должность министра обороны. В одном только 2014 году Шойгу учредил 15 новых медалей Минобороны — это больше, чем при Сталине, в победном 1945 году, когда в СССР появились 10 новых государственных медалей. Тогда все медали были боевыми: «За победу над Германией», «За освобождение Праги», «За взятие Берлина». При Шойгу в год «крымской весны», кроме ожидаемой награды «За возвращение Крыма», Минобороны учреждает медали «Художник Греков» за заслуги в создании патриотических произведений, «За заслуги в материально-техническом обеспечении» и даже за «Чемпионат мира «Танковый биатлон — 2014». Медали Минобороны получают участницы музыкальных ансамблей и цирковые артисты. Сам Шойгу носит на кителе 14 наград.
Второе место по числу учреждённых ведомственных медалей с сильным отставанием от министра обороны занимает глава Росгвардии Золотов. При нём у службы Национальной гвардии появилось 16 медалей. С другой стороны, она и создана всего 4 года назад, так что ещё всё впереди. Зато главный гвардеец опережает Шойгу по числу наград в орденских планках: на его кителе — 23 ордена и медали.
В топ-50 составленного «Открытыми медиа» рейтинга российских орденоносцев вошли всего три женщины — спикер совета Федерации Валентина Матвиенко, главный тренер сборной по художественной гимнастике Ирина Усманова-Винер (кстати, Татьяна Покровская, главный тренер другой сборной, успешно выступающей в красивых купальниках — по синхронному плаванию, претендует на место в рейтинге) и президент МХАТ Татьяна Доронина. Зато среди самых заслуженных представителей элиты оказалось сразу два учёных, связанных с дочерями Владимира Путина: это Иван Дедов — президент Национального медицинского исследовательского центра эндокринологии, научный руководитель и работодатель старшей дочери Марии Воронцовой, и ректор МГУ Виктор Садовничий — научный партнёр, заказчик и работодатель младшей дочери Катерины Тихоновой.
Главной проблемой российской наградной системы, по мнению экспертов, стало то, что ордена сведены до уровня подарков ко дню рождения: они вручаются не за конкретные заслуги, а к юбилеям. Это хорошо видно на примерах Валентины Матвиенко, министра иностранных дел Сергея Лаврова или артиста Льва Лещенко.
Ордена получили почти все дети путинской элиты. По три ордена — у сыновей экс-руководителя ФСО Евгения Мурова и бизнесмена Юрия Ковальчука, два — у сына политика Владимира Жириновского, по одному — у детей Николая Патрушева и Геннадия Тимченко, сыновей Мантимера Шаймиева и Бориса Ротенберга. Удивительно, но у сына Игоря Сечина — только одна медаль.
Звания Героя России и Героя труда дают их обладателям немало льгот. В их числе не только освобождение от кварплаты или выделение без конкурса 40 соток земли, но и увековечивание памяти путём установки бронзового бюста на родине. Например, в Санкт-Петербурге когда-нибудь появится памятник Аркадию Ротенбергу, получившему звезду Героя Труда за строительство Крымского моста.
Герои труда из списка Forbes
В начале 2013 года президент Владимир Путин подписал указ об установлении звания «Герой Труда Российской Федерации» за особые трудовые заслуги перед государством и народом. Предыдущее звание аналогичного статуса — Герой Социалистического Труда — было учреждено в 1938 году и кануло в лету вместе с СССР. Новая российская награда удивила фалеристов (коллекционеров, собирающих ордена, медали и нагрудные знаки), ведь в ней произошло смешение царского герба (двуглавый орёл) и одного из символов рабоче-крестьянской Красной армии, а затем Советского государства и коммунистического движения — пятиконечной звезды. К тому же присвоение звания за труд при капитализме выглядит так же странно, как рейтинг Forbes при построении коммунизма. Но вряд ли эта награда смутила российскую элиту, живущую по странному набору правил, где уживаются самые удивительные атрибуты имперского и советского государств.
Сама же система награждений из механизма, поощряющего за конкретные подвиги или заслуги, превратилась в бессмысленный конвейер по раздаче орденов, медалей и званий представителям политической, творческой и бизнес-элиты к юбилейным датам и за абстрактные трудовые успехи. Показательно, что его не остановила даже эпидемия коронавируса — за последний месяц с небольшим президент Путин подписал указ о присвоении званий «Герой Труда России» и четыре указа о награждении орденами и медалями.
Иерархия наград
История СССР в части орденов и медалей закончилась так же, как и началась — обнулением наградной системы. В 1917 году большевики выпустили декрет о полной отмене орденов и прочих знаков отличия, а в 1992 году также поступили новые российские власти. С одним лишь отличием — президиум Верховного совета России решил сохранить часть политически нейтральных наград вроде ордена «За личное мужество» или медали «За отвагу» и заявил претензию на имперское прошлое, приказав начать разработку статута ордена Святого Георгия и знака отличия «Георгиевский крест». Статутом называют акт, устанавливающий порядок награждения и описания награды.
Правовой хаос в наградной системе, или, иначе говоря, переходный период, продлился до марта 1994 года, когда президент Борис Ельцин выпустил указ о государственных наградах России. При этом награждения орденами и медалями в переходный период продолжались — например, незадолго до президентского указа молодой министр по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу получил орден «За личное мужество». Российский орден отличался от советского только отсутствием букв «СССР» на ленте, а вот красная звезда с серпом и молотом не нём сохранилась.
Указ Ельцина установил новые российские награды — появились ордена «За заслуги перед Отечеством» и «За военные заслуги», а ордена Мужества и Дружбы заменили ранее существовавшие «За личное мужество» и Дружбы народов. Правда, часть наград — ордена Святого Георгия, Александра Невского, Суворова и другие — не получили статутов и остались в непонятном правовом положении, хотя и после указа 1994 года появлялись новые ордена.
Окончательно российская система наград оформилась только в 2010 году, когда президент Дмитрий Медведев издал указ «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации». Согласно указу, с учётом последующих правок установлены 5 уровней государственных наград; решение о награждении принимает президент России на основании представлений высших чиновников и предложений комиссии по государственным наградами.
Первый уровень — высшие звания Российской Федерации (сначала это был только Герой России, но после указа Путина вторым высшим званием стал Герой Труда России).
Второй — ордена — от Святого апостола Андрея Первозванного до «Родительская слава», учреждённого по указу Дмитрия Медведева по примеру советского ордена «Материнская слава», но теперь им награждают не только матерей, но и отцов. Итого 16 орденов (или 22 с учётом, что у отдельных орденов бывают несколько степеней).
Третий — знаки отличия. Эти награды, прежде всего, для военных (Георгиевский крест и «За безупречную службу»), для народных избранников и государственных служащих («За безупречную службу»). Всего 4 знака отличия, но у Георгиевского креста есть I, II, III и IV степени, а знак «За безупречную службу» меняется в зависимости от срока службы (для военных — 15, 20, 25 и 30 лет, для гражданских — 20, 25, 30, 40 и 50 лет).
Четвёртый — медали. От медалей «За отвагу» и «За спасение погибавших» до медали Пушкина (за заслуги в области культуры, искусства, просвещения и т. д.) и «За труды по сельскому хозяйству». Итого 17 медалей (или 18 с учётом степеней).
Пятый — почётные звания. Всем хорошо знакомые «народные артисты России», «заслуженные архитекторы России» и «лётчики-космонавты России». Всего 64 «народных» и «заслуженных» званий в различных отраслях экономики от ЖКХ до органов безопасности. Инфографика «Открытых медиа»
Но кроме государственной системы наград, в которой наведён хоть какой-то порядок, существуют и другие наградные системы. Во-первых, есть юбилейные медали — например «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.» или «В память 300-летия Санкт-Петербурга». Во-вторых, собственные награды есть у общественных и религиозных организаций — Русская православная церковь учредила 23 ордена и медали, включая свою версию ордена Святого апостола Андрея Первозванного. И в-третьих, федеральные ведомства и российские регионы выпускают ордена и медали, и никто не мешает отдельному органу власти наштамповать наград на все случаи жизни — например, по числу медалей министерство обороны далеко обгоняет государство.
Медали Шойгу
К началу 2000 года министерство обороны обходилось всего тремя ведомственными медалями: «За укрепление боевого содружества», «За отличие в военной службе» и «За воинскую доблесть». У ещё одной военизированной структуры — МЧС — было две медали «За отличие в военной службе» и «За безупречную службу».
Всё изменилось после прихода близкого знакомого Владимира Путина и кадрового разведчика Сергея Иванова на должность министра обороны. В 2002 году ведомство учредило 2 новые медали, в 2003 — 4, в 2004 — 2, в 2005 и 2006 — по 3. Среди них, в частности, появились медали «200 лет министерству обороны» и «300 лет Балтийскому флоту», а медаль «Генерал-майор Александр Александров» вручается за «вклад в создание и популяризацию военно-патриотической музыки России и развитие армейской музыкальной культуры».
При следующем гражданском министре Анатолии Сердюкове, которого невзлюбили кадровые военные, темп создания новых ведомственных наград немного снизился. К тому же он отменил сразу 4 медали, учреждённые при Иванове.
Но параллельно запустился маховик по выпуску новых медалей в другом ведомстве — МЧС. И если в министерстве обороны менялись руководители и их отношение к наградам, то у МЧС — несменяемый начальник Сергей Шойгу придерживался одного курса. В 2005 году появляется сразу 5 новых медалей, в числе которых «За пропаганду спасательного дела». Коллекционер-фалерист, пообщавшийся с «Открытыми медиа» на условиях анонимности, шутя называют эту медаль показательной, ведь МЧС всегда делало на PR не меньшую ставку, чем на конкретные дела.
На «ивановскую» медаль «200 лет министерству обороны» МЧС отвечает своими наградами: сначала появляется медаль «XV лет МЧС России», затем «XX лет МЧС России» и, наконец, «XXV лет МЧС России». Министерство, кажется, не могло пропустить ни одной памятной даты — учреждаются медали «75 лет гражданской обороны», «200 лет профессиональной пожарной охране Москвы» и даже «50 лет журналу «Гражданская защита».
В 2012 году Шойгу, меняет одно силовое ведомство на другое: побыв после ухода с поста главы МЧС несколько месяцев губернатором Московской области, он становится министром обороны. На тот момент у ведомств наградной паритет — у министерства обороны 26 наград, у МЧС — 25. Но ситуация меняется уже на следующий год — новый министр обороны за год учреждает 6 медалей (среди них «За усердие в обеспечении безопасности дорожного движения») и возвращает 4 отменённые при Сердюкове медали.
2014 год и вовсе становится рекордным: у министерства обороны появляются 15 новых медалей. «Урожайный год» Шойгу превосходит даже победный 1945 год, когда в СССР появились 10 новых государственных медалей. Причём тогда все медали были боевыми: «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.», «За освобождение Праги», «За взятие Берлина», «За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941−1945 гг.» и другие. Чем отвечает Шойгу? Кроме ожидаемой после «крымской весны» награды «За возвращение Крыма» появляются медали «Художник Греков» («за заслуги в создании высокохудожественных произведений изобразительного искусства на военно-патриотическую тематику»), «За достижения в области развития инновационных технологий», «За заслуги в материально-техническом обеспечении» и даже за «Чемпионат мира «Танковый биатлон — 2014».
В последующие годы у министерства обороны при Шойгу появляются награды на все случаи жизни: «За вклад в конгрессно-выставочную деятельность», «За достижения в военно-политической работе», «За вклад в развитие Армейских международных игр», «За отличие в финансовом обеспечении» и другие. Всего при Шойгу, по подсчётам «Открытых медиа», учреждены 53 медали, а общее число медалей военного ведомства, если учитывать их степени, приближается к 100. Кроме того, у министерства обороны есть 91 знак отличия, включая знак «За отличие» и знак «Отличник».
Коллекционер-фалерист называет нынешние медали министерства обороны бижутерией; бывший кадровый военный, сейчас пенсионер — бессмысленными бирюльками. Пользователи интернет-форумов фалеристов шутя предлагают учредить медали «За успешное прохождение медкомиссии в военкомате» и «Счастливого дембеля!», не видя никакой логики в происходящей, по их мнению, деградации наградной системы.
Вызывает у них вопросы и сама система награждения. Например, медали «Участнику военной операции в Сирии» получали участники силового шоу «Русские богатыри» и танцевальной группы SabotageTeam, артисты Большого Московского цирка, победитель конкурса «Народный артист» Алексей Гоман, депутаты Государственной Думы Иосиф Кобзон и Валентина Терешкова. Кобзон, отвечая на вопрос журналистов о награде, заявил, что «наше участие — […] духовное участие. Поддержка духовная — она, может быть, даже важнее, чем выстрелы».
Медалью «За участие военном параде в День Победы» награждались студенты, курсанты МВД, школьники и участники движения «Юнармия». При этом к круглым датам министерство обороны выпускает отдельные награды — например, медаль «За участие в военном параде в ознаменование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.». Хотя участники настоящего Парада Победы 24 июня 1945 года на Красной площади обошлись без отдельных медалей за участие в параде.
Бывший кадровый военный считает, что в министерстве обороны до сих пор бардак с символикой: в 1990-е годы была нелепая мода на фуражки по примеру южноамериканских диктаторов, сейчас в наградах — какая-то «азиатчина» и уход от собственных традиций. По мнению коллекционера-фалериста, проблема в том, что вкусы нынешней элиты сформировались в эпоху позднего Брежнева, отсюда и любовь к наградам как к новогодней мишуре: «Речь даже не о ведомственных медалях. Если у главного пиарщика Минобороны в мирное время больше орденов, чем у легендарного генерала Ватутина, то о чём это говорит?»
У руководителя департамента информации и массовых коммуникаций Игоря Конашенкова семь высших наград, а у погибшего в 1944 году генерала Николая Ватутина, участника обороны Сталинграда, битвы на Курской дуге, битвы за Днепр, командующего 1-ым Украинским фронтом — шесть, из которых две выданы посмертно, уже при Брежневе.
Не обошла стороной мода на награды и самое «свежее» силовое ведомство — Росгвардию, созданную весной 2016 года. За четыре с небольшим года её руководитель Виктор Золотов, бывший начальник Службы безопасности президента Владимира Путина, учредил 16 ведомственных медалей.
«Открытые медиа» ожидают ответы на запросы о ведомственных наградах от пресс-служб Минобороны и Росгвардии.
Сергей Шойгу учредил наград больше, чем Сталин
Кого награждает президент Путин, в чём министр обороны Шойгу обошёл Сталина и почему миллиардер Ротенберг останется с петербуржцами навсегда.