В России для размещения заболевших новым коронавирусом экстренно построили 17 инфекционных быстровозводимых больниц. Госзаказ правительство РФ отдало на откуп Минобороны РФ, выделив ведомству 8,8 млрд рублей из резервного фонда. Поставщиков для строительства и оборудования привлекали без проведения торгов. Всего их, по официальным отчетам Минобороны, было более 40. Известно об одной из них: питерская компания «Аргус-спектр» официально заявила на своем сайте, что ее привлекли для оснащения всех медцентров, от Калининграда до Камчатки, системой радиоканальной охранно-пожарной сигнализации «Стрелец-ПРО». Именно эта компания, принадлежащая семье бизнесмена и радиофизика Сергея Левчука, смогла реализовать таким путем 40 тыс. устройств в течение двух месяцев.
«Радиоканал — не для больниц»
COVID-19 в России — не только серьезная опасность для здоровья жителей и крах для большей части небольших торговых предприятий, но и золотая пора для небольшого, но очень емкого круга производств и услуг, которые оказались вдруг востребованы, причем без сложных торгов и конкурсов. А еще это благодатное время для коррупции. К примеру, в ситуации с оснащением новых медцентров системами «Стрелец» вопросов, с одной стороны, больше, чем ответов, а с другой — иначе и быть не могло.
«Новые медучреждения — 17 медицинских центров, включая инфекционную больницу в Новой Москве, — позволят одновременно оказывать помощь 2500 пациентам. Общая площадь объектов составила более 200 тыс. квадратных метров… — говорится в сообщении на официальном сайте компании „Аргус-спектр“. — За пожарную безопасность всех новых больниц отвечает радиосистема охранно-пожарной сигнализации, оповещения и локализации „Стрелец-ПРО“ производства компании „Аргус-Спектр“. В медицинских учреждениях установлено более 40 тыс. пожарных устройств…».
При этом на профильных противопожарных форумах специалисты настаивают: радиоканал не должен использоваться в больницах, так как его глушат многочисленное медоборудование, металлизированные окна и железные кровати. Необходимы более совершенные технологии.
«Проблема радиоканала в том, что его дальность определяется не мощностью, а технологией, — говорят в личных беседах игроки рынка радиоканальных систем. — Если производитель пишет радиус действия 500 метров — это в идеальных условиях. Металлическая арматура, стеклопакеты с защитой, массивные стены и двери — дальность в этом случае надо делить на десять. Прикроватные мониторы, аппараты ИВЛ, железные кровати с приводом, массивные двери и боксы герметических палат — канал типа „Аргуса“ умирает. В данном случае нужны ретрансляторы сигнала почти у входа в каждую палату».
О проблемах с прохождением сигнала через ПАК «Стрелец-мониторинг» из больниц говорят многочисленные несработки и ложные вызовы из больниц, в 99% которых стоят именно эти системы.
Znak.com неоднократно писал об этом на примере Челябинской области, где из-за позиции местного ГУ МЧС учреждениям навязывали и конкретное оборудование, и строго определенные обслуживающие организации. Однако доказать руководители соцучреждений ничего не могут: МЧС «видит» во всем халатность либо со стороны руководства самих объектов, либо организаций, которые обслуживают системы, — причем особенно если это организации альтернативные той, с которой рекомендовали заключить договор.
Два «подарка» за 10 лет
Госзаказ на оснащение больниц без проведения тендера компания Сергея Левчука и его сына, исполнительного директора АО «Аргус-спектр» Михаила Левчука, получила по линии Министерства обороны РФ, с которым тесно работает много лет.
Еще в 2014 году уже на посту министра обороны РФ Сергей Шойгу издал приказ № 335 с грифом «Для служебного пользования» (ксерокопия приказа есть в распоряжении редакции) об организации оснащения объектов вооруженных сил техническими средствами охраны. На основании этого документа продукция от ЗАО «Аргус-спектр» была включена в утвержденный в 2015 году перечень техсредств, принятых на снабжение в Вооруженных силах России. Именно поэтому в больницах, которые построило Минобороны, снова оказался «Стрелец», а не другое оборудование.
Михаил Левчук, давая интервью в СМИ, практически не скрывает — финансовый взлет «Аргуса» и превращение его из небольшого предприятия в гиганта индустрии можно назвать заслугой Сергея Шойгу.
«Фотография 2009 года, после очередного пожара в доме престарелых правительство распорядилось оборудовать все соцучреждения передатчиками для автоматического вызова пожарной бригады, а слабослышащих — „тревожными“ браслетами. Вот Шойгу и принес эти браслеты на специальное совещание к Путину. „У Сергея Кужугетовича хватило политического веса, чтобы продвинуть эту инициативу“, — скромно говорит Левчук, — писал „Коммерсант“ в 2014 году в репортаже об одном дне из жизни Левчука-младшего. — Похоже, хватило веса продвинуть свои изделия и у „Аргуса“. Сейчас датчиками „Аргуса“ оборудованы школы, больницы и дома престарелых в 796 городах. Продвижением занимается отец Михаила, Сергей Левчук, основатель бизнеса. Советский радиофизик, он создал „Аргус“ 20 лет назад вместе с партнерами и постепенно выкупил их доли. „Отец занят контактами с ФСБ, МЧС и другими силовыми структурами“, — объясняет Михаил Левчук».
Оснащение инфекционных медцентров — фактически второй «подарок», полученный фирмой из Санкт-Петербурга. 10 лет назад Сергей Шойгу — тогда тоже министр, но по линии МЧС, — уже выписал путевку в жизнь радиоканальным системам «Аргуса».
В частности, 28 декабря 2009 года Шойгу утвердил постановку на снабжение в системе МЧС России программно-аппаратного комплекса «Стрелец-Мониторинг». Приказ № 743 определил минимальные технические требования к таким комплексам: это может быть оборудование любого производителя, но оно должно соответствовать требованиям (например, работать на закрытой частоте, специально выделенной ля этого Минобороны) и иметь определенное наименование — ПАК «Стрелец-мониторинг».
Уже в мае 2010 года ГУ «ЦОД ФПС МЧС России» заключило государственный контракт № 263/2476-300П на выполнение заказа на поставку для нужд МЧС России ПАК «Стрелец-Мониторинг» с петербургским ЗАО «Аргус-Спектр». Тем самым права на выпуск ПАК передали коммерческой структуре — ЗАО «Аргус-спектр». В июле 2010 года, следуя разнарядке полковника МЧС на поставку ПАК «Стрелец-Мониторинг» в ЦУКС и в подразделения Федеральной противопожарной службы МЧС России, питерский завод начал массовые разработки систем и поставку их в пожарные части, а также продажу аккредитованным дилерам — причем получить аккредитацию оказалось возможно только непосредственно через региональные управления МЧС.
К примеру, в Челябинской области, как было установлено в ходе расследования прекращенного позже уголовного дела, руководящие сотрудники ГУ МЧС сами отправляли в «Аргус-спектр» данные об организации-дилере. Тогда же (согласно данным СПАРК-Интерфакс), объемы продаж и выручки «Аргуса» начали резко расти.
В дальнейшие годы обеспечение соцобъектов именно «Стрельцами» региональные МЧС продвигали во многих регионах России. С подобными проблемами в 2013–2015 годах столкнулись Крым, Пермь, Санкт-Петербург и другие (копии приказов региональных МЧС есть в распоряжении редакции).
В должности главы МЧС Сергей Шойгу презентовал «Стрельца» и потом представлял систему на различных выставках по безопасности. С 2009 по 2019 год на установку систем было затрачено порядка 3,5 млрд рублей из бюджетов всех уровней.
Семейный бизнес на профессиональных связях
По данным Znak.com, знакомство и плотные отношения с Сергеем Шойгу и его замами Сергею Левчуку помог наладить его давний партнер Александр Мещеряков, который был дружен с экс-замом главы ГУ МЧС Санкт-Петербурга Сергеем Бирюковым, а через него и с его сыном Максимом, который позже возглавил питерское чрезвычайное ведомство. Этому есть официальное подтверждение.
По данным СПАРК-Интерфакс, первая фирма под наименованием «Аргус спектр» (сейчас с разными организационно-правовыми формами по одному юридическому адресу и с одинаковым названием действуют три компании) появилась в Петербурге 25 февраля 1993 года. Сейчас она существует в форме АО. С 2002 года соучредителями являются Сергей Левчук и Александр Мещеряков. Сначала размер уставного капитала составлял 20 тыс. рублей, затем его уменьшили до 12 тыс. рублей.
Затем в 2008 году в Санкт-Петербурге на рынке пожарной безопасности появились две компании, которые позже получили аккредитацию в «Аргусе» на обслуживание систем ПАК «Стрелец-мониторинг». Это ООО «Служба пожарного мониторинга» и ООО «СМ Ленобласть». Их в то время возглавлял как раз Сергей Бирюков, где также был совладельцем.
Одним из соучредителей ООО «СМ Ленобласть» стало ООО «ЦТМ» — компания, которая через ООО «АСХ» связана с владельцем «Аргус-спектра» Сергеем Левчуком. Все эти связи легко прослеживаются и наталкивают на определенные мысли.
До 2016 года АО «Аргус-спектр» был основным активом Сергея Левчука. При этом до 2011 года его можно было назвать небольшой фирмой с минимальным объемом продаж и госконтрактов.
Но затем ситуация резко начинает меняться. Так, если в 2010 году объем госконтрактов составлял 13 млн рублей, то уже в 2011 году — 136 млн. Как раз тогда и появился государственный контракт № 263/2476-300П на поставку ПАК «Стрелец-Мониторинг» для нужд МЧС России. Затем до 2016 года портфель варьировался в пределах 180-200 млн рублей в год.
Выручка же компании в целом (с учетом прибыли от продаж оборудования не в рамках госконтрактов) с 2012 года показала колоссальный скачок — с десятка миллионов ранее до 990 млн рублей в 2012 году и уже 1,5 млрд рублей в 2014 году.
Правда, к 2016 году она упала до 700 млн рублей в год, а затем практически сошла на нет. Интересно, что именно в 2016 году уже другой министр чрезвычайных ситуаций РФ — Владимир Пучков — издал приказ № 35, которым снял ПАК «Стрелец-мониторинг» со снабжения в системе МЧС России, де-факто признав (в самом начале приказа говорится, что он создан в целях соблюдения положений 44 ФЗ), что принятые ранее документы по комплексной поставке именно этих систем нарушают 44 ФЗ о контрактной системе в сфере закупок.
Тем самым МЧС официально отказалось от монополии «Стрельца».
В феврале 2015 года Сергей Левчук создал уже ООО «Аргус-спектр». Он стал гендиректором и единственным владельцем. Именно в этом юрлице (если не брать еще семь компаний по тому же адресу — улица Сердобольская, 65) устроено больше всего сотрудников — 206 человек, а чистая прибыль, по данным на конец 2019 года, составила 284 млн рублей.
По всей видимости, сюда же из АО перешли отношения с контрагентами — поступления от продаж в 2017 году снова стали расти и составили 1 млрд рублей, а в 2019 году — уже 2,3 млрд рублей.
Второе ООО «Аргус-спектр» Левчук создал в феврале 2016 года. Учредителем здесь стала Ирина Сергеевна Присяжнюк. Если верить публикации издания «Коммерсант» в 2014 году, эта женщина — дочь Сергея и жена его сотрудника Ивана Присяжнюка. Выручка компании не превышает 50 млн рублей в год.
Спор с ФАС: попытка разбить монополию
Разбить схему, принесшую фирме Сергея Левчука миллиарды рублей, в 2013 году попыталась ФАС России, заявив сначала о картельном сговоре, потом о вертикальном сговоре с дистрибьюторами и в ограничении конкуренции. Верховный суд в споре «Аргуса» и ФАС России признал правоту коммерческой организации и указал, что установка противопожарных систем — это не бизнес, а работа на благо безопасности.
Примерно тогда же, в разгар споров с антимонопольным ведомством, МЧС заявило, что «Аргус-спектр» — вовсе не единственная организация, есть, например, завод «Радий» в городе Касли Челябинской области. Но это, скорее, ширма. По данным СПАРК, «Радий» — один из контрагентов фирм Сергея Левчука, то есть также закупал у него какое-то оборудование. Позже деятельность по производству «Стрельцов» завод свернул, так как все оборудование вызывало нарекания у МЧС и его буквально обязывали менять на более надежное.
ФАС пыталась спорить с МЧС и его «партнерами» не только на федеральном уровне, но и на региональном. К примеру, в декабре 2015 года антимонопольщики отправили в адрес начальника ГУ МЧС по Челябинской области Юрия Буренко предписание. В рамках него потребовали от ведомства прекратить «нарушение пунктов 5 и 6 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении с ООО ИТЦ „Спецмонтаж“ договора № 190 на бескорыстную передачу имущества и наделение правами владения и пользования в целях благотворительной помощи, а также во включении в указанные договоры положений, предусматривающих предоставление ООО ИТЦ „СпецМонтаж“ в приоритетном порядке доступа к мониторинговой информации о состоянии оборудования пожарной сигнализации на объектах защиты и технического мониторинга (пожарного аудита) каналов связи».
По указанию антимонопольной службы МЧС обязано было в первую очередь расторгнуть договор благотворительности и направить в адрес пожарных частей информацию о самостоятельном выборе ими хозяйствующих субъектов, осуществляющих установку пультового оборудования. Выбор таких субъектов должен был происходить путем проведения аукционов в рамках 44-ФЗ «О контрактной системе».
До 10 июля 2016 года МЧС должно было устранить все нарушения и направить в адрес УФАС соответствующее подтверждение. Однако чрезвычайное ведомство обжаловало предписание в арбитражный суд.
Точка в деле была поставлена Уральским окружным арбитражным судом 30 января 2018 года, полное решение объявлено 2 февраля 2018 года. УФАС проиграло.
«Суд полагает, что деятельность с использованием ПАК „Стрелец-Мониторинг“ осуществляется исключительно в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, не имеет реального экономического характера, не носит конкурентный характер, поэтому данная деятельность не может рассматриваться на предмет нарушения антимонопольного законодательства, — говорится в решении суда. — Предоставление безвозмездной помощи противопожарной службе МЧС России допускается в рамках благотворительности без проведения конкурсных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе в сфере закупок… Следовательно, определение порядка эксплуатации ПАК „Стрелец-Мониторинг“, в том числе и порядка вывода сигналов о пожаре с объектов защиты на пультовое оборудование ПАК „Стрелец-Мониторинг“, установленное в подразделениях ФПС МЧС России, находится в прямой компетенции МЧС России и осуществляется им в соответствии с действующим законодательством в области обеспечения пожарной безопасности и разработанными в соответствии с ним ведомственными нормативными актами… Исходя из изложенного суд приходит к выводу о том, что антимонопольный орган, вменяя ГУ МЧС нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, не представил бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что данные действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции».
В итоге суды прошли, все социальные объекты оказались «подсажены» на радиоканальные системы «Стрельца». Прибыль только одной компании Левчуков, как мы сообщили выше, в 2019 году составила около 2,3 млрд рублей.
Доходы из России, а заводы — за рубежом
«„Аргус-Спектр“ сегодня — это 150 тыс. оснащенных объектов по всему миру, среди которых замок королевы в Шотландии, университеты Кембридж и Итон, Государственный Эрмитаж. Реализованный заводом совместно с другими компаниями в 900 городах России проект „Пожарный мониторинг“ позволил сократить количество жертв на пожарах в 14 раз», — заявляет на официальном сайте компании Сергей Левчук.
«Для „Аргуса“ это был клондайк, это миллиарды. И это очень глубоко темная история с очень большими деньгами», — говорит один из собеседников Znak.com.
Новый заказ Минобороны России на установку систем в инфекционных медцентрах по всей стране явно принесет заводу огромную прибыль.
Даже при минимальных подсчетах продажа 40 тыс. радиоканальных устройств (заявлено о таком количестве монтируемых систем) при цене только стартового комплекта «Стрелец-ПРО» в 38 тыс. рублей принесет фирме доход в 1,5 млрд рублей. По факту цена значительно выше. Полный комплекс в розницу стоит более 100 тыс. рублей за единицу. Если взять среднюю цену, к примеру, в 70 тыс. рублей, — получается уже 2,8 млрд рублей.
Не факт, что деньги, которые на оснащение больниц «Аргус-спектр» получил по линии Минобороны из резервного фонда, останутся в стране. В 2019 году компания, которая продает «Стрельцы» для социальных объектов, работающих за счет бюджета, открыла второй завод в Финляндии и не скрывает, что полным ходом работает на экспорт.
Исполнительный директор завода «Аргус-спектр», сын основателя компании Михаил Левчук, который обычно дает комментарии в СМИ и, по сути, является лицом компании, не значится совладельцем ни в одной из зарегистрированных в России фирм отца. В середине нулевых он отвечал за международный сектор фирмы — завод в итальянском Триесте (он дублировал продукцию Санкт-Петербурга и позже был продан) — и, судя по всему, держит доли в финских предприятиях.
Шойгу пролил на компанию Левченко золотой дождь
Как "Аргус-Спектр" вместе с Минобороны зарабатывает миллиарды на борьбе с коронавирусом.