Правозащитники называют имена высокопоставленных сотрудников ФСИН и ФСБ, вплоть до бывшего первого зама Александра Калашникова, которые якобы курировали налаженный процесс издевательств над заключенными с целью их вербовки. При этом высказываются опасения, что саратовские и московские должностные лица уйдут от ответственности, отделавшись отставкой. В ответ новый глава регионального ФСИН, также фигурирующий в “списке кураторов”, рапортует об очередных увольнениях. Между тем, спустя два месяца после возбуждения дел по фактам истязаний об их фигурантах из числа сотрудников прославившейся на весь мир тюремной больницы, не говоря уже об их руководстве, ничего не сообщается. О том, как развивается громкий скандал в Саратове, — в материале ПАСМИ.
До первого зама
9 ноября правозащитный проект Gulagu.net опубликовал очередную порцию видеозаписей истязаний заключенных в туберкулезной больнице №1 УФСИН по Саратовской области. Как пояснил основатель проекта Владимир Осечкин, на видео запечатлены более 10 насильственных преступлений. По его словам, сотрудничающие с администрацией тюремной больницы заключенные пытали и насиловали своих коллег, снимая происходящее на видеорегистраторы. Затем эти записи начальник ОТБ Павел Гаценко якобы переправлял в Главное оперативное управление ФСИН и в ФСБ, что давало возможно оперативникам вербовать жертв и использовать их в качестве негласных агентов.
При этом Владимир Осечкин называет имена не только заключенных-садистов, которые, по его данным, были устроены в больнице на должность санитаров и завхозов, но и их кураторов из ФСИН и ФСБ, анонсируя скорую публикацию документов, доказывающих причастность этих должностных лиц к пыточному конвейеру.
Среди них — замначальника Отдела собственной безопасности УФСИН по Саратовской области Юрий Вдовин и начальник отдела «М» регионального управления ФСБ Дамир Ямбаев. Но областным уровнем дело не ограничивается: по данным правозащитников, к схеме вербовки агентов через истязания могли быть причастны начальник Главного оперативного управления ФСИН Евгений Гнедов и его заместитель Антон Ефаркин. При этом свои действия они якобы согласовывали с теперь уже бывшим первым замом директора ФСИН Анатолием Рудым, который и курировал ГОУ.
Успел до скандала
Генерал-лейтенант Анатолий Рудый был уволен со своей должности указом президента 12 апреля 2021. Причины в документе не указывались, но, по данным источников ПАСМИ, Рудый написал рапорт об отставке еще в конце марта по настоянию директора ФСИН Александра Калашникова. Кроме этого, сообщалось о заявлении о добровольно-принудительном увольнении со стороны начальника Главного оперативного управления Евгения Гнедова, которого в числе кураторов пыточной схемы упоминают правозащитники.
Непростому разговору директора с подчиненными предшестовавло совещание, на которым Рудый и еще несколько представителей команды бывшего главы службы исполнения наказаний Геннадия Корниенко раскритиковали предложение зама Калашникова Анатолия Якунина, касающееся пресечения деятельности представителей организованной преступности в исправительных колониях. Впрочем, как отметил собеседник редакции, эта критика была лишь поводом для жестких кадровых решений, а претензии к доставшимся от предшественника сотрудникам у Александра Калашникова копились давно.
Кстати, свое отношение к пыткам Анатолий Рудый публично высказал еще в 2018 году, комментируя скандал, вызванный публикацией записи избиения заключенного в ярославской колонии. Он заявил, что Евгений Макаров, пытки которого были засняты на видео, сам виноват в произошедшем, так как пытался спровоцировать сотрудников исправительного учреждения.
Чекистские университеты
Потерял свою должность и еще один фигурант “пыточного списка” — начальник отдела «М» регионального управления ФСБ Дамир Ямбаев. Как сообщил источник ПАСМИ, приближенный к саратовским правоохранительным структурам, по итогам проверки информации об истязаниях заключенных полковника Ямбаева вывели в аппарат прикомандированных сотрудников, и теперь он будет прикреплен к Саратовскому государственному медицинскому университету им. В.И. Разумовского.
Собеседник редакции, так же, как и позднее основатель Gulagu.net, утверждал, что команда насильников из числа осужденных действовала в пенитенциарных учреждениях Саратовской области под крышей местных “эмщиков”, которые при помощи видеокомпромата могли получать нужные показания с целью возбуждения уголовных дел на неугодных лиц. А слив информации правозащитникам стал итогом конфликта между двумя подразделениями саратовского УФСБ — “эмщиков” якобы выдали их коллеги из отдела “К”.
Во главе с куратором
Сложнее ситуация с упомянутым Владимиром Осечкиным в числе кураторов издевательств заместителем главы ГОУ ФСИН Антоном Ефаркиным. Он был направлен в Саратовскую область в начале сентября во главе группы сотрудников центрального аппарата ФСИН для расследования пыток в туберкулезной больнице, а 19 октября представлен личному составу регионального управления в качестве врио начальника — взамен ушедшего в отставку на фоне скандала Алексея Федотова.
Кстати, основатель Gulagu.net высказывает мнение, что Ефаркин был отправлен в регион “для решения вопроса и запугивания пострадавших и свидетелей”. По данным Владимира Осечкина, меры для сокрытия масштабов пыточного конвейера в Саратовской области и причастности к нему должностных лиц ведомств Александра Бортникова и Александра Калашникова принимаются в Управлении «М» ФСБ России и Главном оперативном управлении ФСИН.
Правозащитник утверждает, что мощное давление со стороны этих служб якобы оказывается на главного инспектора Уголовно-исполнительной системы ФСИН России Александра Зубова. Он накануне прибыл в Саратовскую область во главе комиссии центрального аппарата Федеральной службы исполнения наказаний.
Ковровая зачистка
Поддастся ли полковник Зубов этому давлению, пока неизвестно. Что же касается итогов первой проверки, то Антон Евфаркин накануне отчитался об увольнениии 18 сотрудников регионального УФСИН и привлечении 11 к дисциплинарной ответственности.
Ранее сообщалось, что помимо ушедшего добровольно главы управления Алексея Федотова, своих постов по отрицательным мотивам лишились его первый зам Дмитрий Язынин, зам по безопасности и оперативной работе Сергей Салов, глава оперативного отдела Антон Бочков, руководитель отдела безопасности Сергей Мальцев и начальник туберкулезной больницы Павел Гаценко.
Свои результаты принесла и проверка, которую после публикации первых кадров с пытками организовало ведомство Игоря Краснова. Как сообщало саратовское издание «Взгляд-инфо», в отставку отправились трое подчиненных регионального прокурора Сергея Филипенко: его зам Павел Мельник, осуществлявший надзор за уголовно-исполнительной системой, прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Алексей Тарадин и старший помощник прокурора области по надзору за соблюдением законности в колониях Вячеслав Дианов.
По данным местных журналистов, под угрозой отставки был и сам Сергей Филипенко. Его якобы спасло переназначение на второй пятилетний срок — соответствующее распоряжение президента было подписано 4 октября — буквально за день до обнародования первых видео издевательств над заключенными.
Быстрое реагирование
5 октября — в день публикации видео — появились сообщения, что ФСИН и Генпрокуратура начали проверку, а пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что если информация правозащитников подтвердится, это станет поводом для серьезного разбирательства.
На следующий день СУ СКР по Саратовской области отчиталось о возбуждении семи уголовных дел о насильственных действиях сексуального характера и о превышении полномочий. Спустя еще сутки председатель СКР Александр Бастрыкин распорядился передать эти дела в центральный аппарат ведомства — для наиболее полного и объективного расследования. “Следствие даст правовую оценку действиям (бездействию) сотрудников исправительного учреждения, а также надзирающих и контролирующих органов”, — отметили в пресс-службе Следственного комитета.
Кнут для доносчика
В течение двух месяцев правозащитники публиковали все новые и новые видео, адвокаты сообщали о росте числе заключенных, написавших заявления о пытках. Генпрокурор Игорь Краснов заявил о планах ужесточить надзор за исполнением законов в учреждениях ФСИН, а омбудсмен Татьяна Москалькова — о разработке законопроекта о наказании за пытки заключенных.
Единственное, чего не появилось в СМИ за это время, — информации о том, что в уголовных делах появились фигуранты из числа должностных лиц — сотрудников туберкулезной больницы и их руководителей, не говоря уже о чекистах.
Между тем, сам основатель Gulagu.net Владимир Осечкин еще прошлым летом был заочно арестован по делу о мошенничестве и скрывается от уголовного преследования за рубежом. В целях безопасности на территорию Европы была перенесена вся работа правозащитного движения и эвакуированы его координаторы.
Ждет политического убежища во Франции и программист Сергей Савельев, который и передал Gulagu.net архив видозаписей пыток, общий объем которого достиг 1 Тб. В конце октября его объявили в розыск и заочно арестовали по подозрению в неправомерном доступе к компьютерной информации.
Впрочем, прокурор Саратовской области Сергей Филипенко обжаловал заочный арест Савельева. Из ходатайства, поданного в суд, стало известно, что постановление УМВД по Саратову о возбуждении дела против программиста было отменено решением зампрокурора региона Андрея Корноварова еще 27 октября.
Сначала - пытки, потом - вербовка: глава ФСИН пытается разрулить саратовский скандал
Кадровые решения по изнасилованиям в тюремной больнице пока заменяют процессуальные.