Санкции в отношении собственников российских банков ожидаемо повлекли изменения в их акционерной структуре. Первый об этом сообщил Альфа-банк, из числа владельцев которого вышли попавшие в санкционные листы Герман Хан и Алексей Кузьмичев. Ранее находящиеся в аналогичных списках Михаил Фридман и Петр Авен пока остаются акционерами, хотя планируют выйти из совета директоров банка.
Попавшие под санкции совладельцы Альфа-банка Герман Хан и Алексей Кузьмичев продали свои доли, сообщила кредитная организация. Кто выступил покупателем, пока не раскрывается, однако в банке указали, что теперь у него пять миноритарных акционеров, доля каждого из которых не является контролирующей: UniCredit S.p.A., The Mark Foundation for Cancer Research, Михаил Фридман, Петр Авен и Андрей Косогов. Как пояснили «Ъ» в банке, новые доли акционеров появятся на сайте кредитной организации позже. В банке указывают, что изменения не повлияют на «обычную работу» банка.
Согласно опубликованной в конце прошлого года структуре владельцев Альфа-банка, 99,9% его акций принадлежит ABH Holdings S.A. Герману Хану принадлежало в холдинге 20,97% голосов, Алексею Кузьмичеву — 16,3% голосов. Кроме того, находящимися в санкционных списках Великобритании и ЕС Михаилу Фридману принадлежало 32,9%, Петру Авену — 12,4%.
15 марта Герман Хан попал под персональные санкции Великобритании, которые предполагают заморозку активов и запрет на поездки в страну. Среди обоснования введения санкций указывается на то, что бизнесмен получает выгоду и/или поддерживает правительство России благодаря своим должностям в наблюдательном совете «Альфа-групп» и совете директоров ABH Holdings S.A., а также председателя наблюдательного совета холдинга А1, которая ведет бизнес «в секторах, имеющих стратегическое значение для правительства России». Сама A1 позиционирует себя как ключевое подразделение «Альфа-групп». В тот же день ЕС добавил в санкционный список Германа Хана и Алексея Кузьмичева как «олигархов, близких к Владимиру Путину». Эти тесные отношения как указывается в документе, дают владельцам деловую и юридическую выгоду.
Ранее Великобритания и ЕС также наложили санкции на других акционеров группы — Петра Авена и Михаила Фридмана. После попадания под санкции господин Фридман вышел из совета директоров телекоммуникационного холдинга Veon, 47,9% которого принадлежит инвестгруппе LetterOne (входит в «Альфа-групп»). 1 марта также сообщалось, что господа Авен и Фридман покинут совет директоров Альфа-банка. По данным Financial Times, Петр Авен и Михаил Фридман также перестанут участвовать в деятельности LetterOne. Персональные санкции ЕС предполагают запрет на въезд на территорию членов ЕС, а также заморозку активов.
Попавшие под персональные санкции совладельцы банка — Герман Хан, Петр Авен и Михаил Фридман — владеют в совокупности более 50% голосов, поэтому логика может заключаться просто в передаче управления лицам, не попавшими в санкционные списки, предполагает партнер юридической фирмы Borenius Артем Жаворонков.
Он допускает, что впоследствии Петр Авен и Михаил Фридман также могут передать контроль другим лицам. Таким образом, они бы вывели банк из-под санкционного удара, говорит господин Жаворонков. «Даже те банки, которые попали под мягкие секторальные ограничения, для иностранных контрагентов становятся “токсичными”»,— считает он. По мнению аналитика на финансовом рынке, это один из способов структурировать бизнес, чтоб он был защищен от новых санкционных рисков.
Собственники покидают Альфа-банк
Из-за санкций меняется состав акционеров банка.