Случилось это в аккурат после того, как Владимир Путин во время послания возмутился учебниками истории, в которых он ничего не нашёл про Сталинградскую битву. Какая здесь связь? А самая что ни на есть прямая: история тоже является «красной чертой», пересекать и покушаться на которую без последствий нельзя.
Получается, теперь Сергею Собянину придётся делать непростой выбор: с одной стороны – прямые наследники Железного Феликса – чекисты и сам полковник органов госбезопасности Путин, а с другой – глава влиятельной либеральной диаспоры Алексей Венедиктов. О западной системе ценностей паствы с «Эха» все наслышаны. В любом случае вся ответственность за возвращение памятника сейчас лежит на московском мэре.
Кстати, большевикам тоже потребовались время и война, чтобы на советских орденах появились портреты и имена Александра Невского, адмирала Фёдора Ушакова, фельдмаршалов Александра Суворова и Михаила Кутузова и даже гетмана Богдана Хмельницкого (к слову, это единственная награда в СССР, надпись на которой была сделана не на русском, а украинском языке). Наградами дело не ограничилось, и как раз после Сталинграда, в январе 1943 года, на плечи командиров РККА вернулись классические офицерские погоны фактически царского образца. И это было гармонично и, наверное, неизбежно: в условиях угрозы тотального уничтожения страна вела себя максимально рационально.
Прослеживается странная тенденция: в последнее время выходцам из Тюмени как-то не везёт с памятниками и «священными монстрами» русской истории. Нынешний губернатор Тюменской области Александр Моор в марте чуть не погорел на истории с казачьим атаманом Ермаком Тимофеевичем. Сторонники Ермака из числа патриотически настроенных политиков, публицистов и учёных развернули против тюменских властей федеральную кампанию.
Рано или поздно, но вопрос встанет ребром и памятник покорителю Сибири должен будет появиться на этой земле.
В своё время бывший мэр Тобольска Евгений Куйвашев сумел обойти тему Ермака, но, став губернатором соседней Свердловской области, наткнулся на другую мину. В 2013 году в центре Екатеринбурга под видом реконструкции демонтировали Краснознамённую группу с орденом Ленина. Случилось это за год до Майдана и «ленинопада» на Украине. В начале 2021-го чиновники сдались, новый глава города Алексей Орлов, кстати, тоже выходец из Тобольска, пообещал восстановить объект.
Но это ещё полбеды. На днях в подвале Дома офицеров в Екатеринбурге нашли барельеф Иосифа Сталина, который когда-то украшал фасад здания, но в советское время был снят и считался утраченным. Теперь начинается кампания по его возвращению на законное место, и время весьма удачное, так как встаёт вопрос, почему Сталинградская битва священна, а главнокомандующий Сталин – нет.
Сталин не был лишён званий и наград ни после смерти в 1953 году, ни после XX съезда КПСС в 1956 году, ни в перестройку, ни в 1991-м, ни после октября 1993-го. Он по-прежнему Герой Советского Союза, кавалер ордена «Победа» и генералиссимус, как граф Суворов.
К чему всё это: на Украине тоже начинали с Ленина, а закончили Пушкиным. Образно говоря, если оставить Лубянку пустой, на это место обязательно придут какие-нибудь нацистские пособники типа атамана Краснова или предателя Власова. Тем более что Маннергейма нам уже пытались навязать, а со скафандра Юры Гагарина в этом году стёрли надпись «СССР».
Так что губернаторам надо определяться, с кем они и по какую сторону этой «красной черты» – с русским пантеоном героев от Невского до Дзержинского или с Бандерой, Красновым и Власовым.
Выбор очевиден.
Собянину предложили ухватиться за Феликса
Только утихли страсти вокруг Лубянской площади, как вдруг столичная прокуратура признала демонтаж памятника Феликсу Дзержинскому в 1991 году незаконным.