Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России) отсудило у Минобороны почти миллиард. В конце года Арбитражный суд Москвы вынес решение взыскать с военного ведомства в пользу Спецстроя более 930 млн рублей. Именно такую сумму подведомственное Минобороны агентство недополучило в качестве оплаты за строительство Федерального военного мемориального кладбища (ФВМК), на котором планируется хоронить героев России и Советского Союза, президентов, премьер-министров, министров, маршалов, генералов армии и т.д. В конце декабря именно здесь прошли похороны легендарного оружейного конструктора Михаила Калашникова.
Взысканная сумма составляет почти четверть от 4,3 млрд рублей, выделенных из федерального бюджета Минобороны для строительства кладбища.
Иск к Минобороны еще в июне подала «дочка» Спецстроя, построившая кладбище, — ФГУП «Спецстройконтракт». Как указывалось в исковом заявлении, цель иска — «взыскание неустойки в размере 963 632 428 рублей при выполнении госконтракта № 195/С/08-10 от 16.08.2010 года». В середине декабря Арбитражный суд Москвы вынес решение взыскать с Минобороны в пользу истца 930 млн рублей, а также госпошлину в размере 200 тыс. рублей. До 12 января это решение может быть обжаловано.
Управление пресс-службы и информации (УПСИ) Минобороны в комментарии, присланном в редакцию «Известий», указывает, что выплата не была произведена своевременно из-за того, что работы по строительству мемориального кладбища были выполнены с недостатками.
— Документы, как показало проведенное в Минобороны разбирательство, подписывались с обязательством прежнего руководства Спецстроя России устранить недостатки, выявленные в ходе приемки работ, — говорится в комментарии УПСИ.
В неофициальной беседе представитель военного ведомства пояснил «Известиям», что речь идет о более чем 60 недоделках, зафиксированных во время приемки объекта. При этом он не смог назвать ни одного конкретного примера таких недоделок.
В УПСИ на вопрос о том, кто именно обещал устранить недоделки, о которых идет речь в комментарии, заявили, что не располагают этой информацией, а само обещание было устным.
— В настоящее время новым руководством военного ведомства все спорные вопросы, связанные с функционированием ФВМК урегулированы, а арбитражный процесс между «Спецстройконтрактом» и Минобороны России являлся необходимой юридической процедурой разрешения доставшихся от прежнего руководства проблем, — утверждается в сообщении УПСИ.
В Спецстрое излагают свою версию конфликта.
— Недостатки, отмеченные заказчиком, были устранены в рамках гарантийных обязательств по контракту, — сообщили представители пресс-службы агентства.
Возникшая недоплата в размере 930 млн рублей объясняется представителями Спецстроя следующим образом:
— В процессе производства работ проводилась корректировка проектных решений в рамках утвержденной стоимости, в результате чего возникли спорные моменты по порядку и оформлению выполненных работ.
Высокопоставленный представитель Спецстроя на условиях анонимности пояснил «Известиям», что неустойка на самом деле возникла из-за того, что Минобороны в 2012 году задерживало оплату строительных работ, и, чтобы не сорвать сдачу кладбища к сроку, Спецстрой был вынужден вложить собственные деньги из оборотных средств.
— Исполнение работ по этому объекту находилось на контроле правительства и Кремля, поэтому, чтобы не срывать сроки, мы приняли решение вложить собственные средства, которые Минобороны должно было затем вернуть. В итоге в Минобороны поменялся министр, да и у нас сменился руководитель, и мы с ними судимся до сих пор, — рассказал собеседник «Известий».
Истоки финансовых споров действительно могут быть в смене руководства, как в армейском ведомстве, так и в подведомственной ей структуре. В ноябре 2012 года Анатолия Сердюкова на посту главы Минобороны сменил Сергей Шойгу. А вот главой Спецстроя до июля 2013 года оставался Григорий Нагинский. Он был одним из немногих высокопоставленных сотрудников, работавших при Сердюкове, которые остались на своем месте и после прихода нового министра. Впрочем, через месяц после торжественного открытия военного мемориального кладбища (22 июня 2013 года) его сменил Александр Волосов — бывший заместитель Сергея Шойгу в МЧС.
Собеседник «Известий» добавил, что никаких недостатков на объекте выявлено не было, военные их придумали, чтобы не платить деньги.
— Если бы были замечания, никто бы акт приемки этого объекта не подписал, уж поверьте. А сейчас, конечно, можно говорить что угодно. Но есть документы, — пояснил представитель Спецстроя.
В Минобороны заявили, что платить не собираются и будут обжаловать решение.
— Эти выплаты могут тянуться годами. Там вся история в том, что после принятия объекта мы обнаружили, что тот объем работ, который был представлен к оплате, выполнен не был, мы попытались решить всё в досудебном порядке, однако подрядчик решил подать в суд, — заявил представитель военного ведомства на условиях анонимности.
Эксперт по вопросам безопасности, политолог Александр Коновалов считает, что проблемы с выплатами характерны для министерства, пережившего отделение различных структур в самостоятельные организации.
— Минобороны не хочет платить столько, сколько запрашивают ассоциированные с ним разные организации. Начиная с судо- и авиастроения и заканчивая сферой услуг и строительством. Ссоры и трения по поводу определения цены военных нужд возникают из-за того, что нет методики ее определения, — пояснил эксперт.
При этом он подчеркнул, что до этого всё обходилось без судебных исков.
— Я не помню, чтобы кто-нибудь судился с Минобороны — всегда все как-то договаривались, — подчеркнул эксперт.
Зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев уверен, что военное ведомство будет оспаривать претензии Спецстроя до конца, поскольку сам факт судебных действий указывает на серьезные недоработки при строительстве кладбища.
— Для нового руководства Минобороны такая стилистика нетипична, за отказом решить вопрос в досудебном порядке стоят весомые причины. Я думаю, последуют апелляции в судебные или иные органы. Шойгу как взвешенный и гибкий руководитель проявил бы понимание, если бы речь шла о некоем бюджетном маневре, — пояснил Гутенев.
СПРАВКА
Идея создания Федерального военного мемориального кладбища, русского Арлингтона (по аналогии с Арлингтонским национальным кладбищем в пригороде Вашингтона в США), родилась еще 14 лет назад. Довольно быстро нашли место поблизости с Мытищами — около 50 га земли. В 2000 году там был установлен закладной камень. А через год был подписал указ президента «О Федеральном военном мемориальном кладбище», создаваемом для «увековечения памяти военнослужащих и других граждан Российской Федерации, погибших при защите Отечества».
Кладбище предназначено для Героев России и Советского Союза, президентов России и СССР, премьер-министров, министров, маршалов, генералов армии, граждан, награжденных орденом Святого апостола Андрея Первозванного. Кроме того, здесь могут быть погребены сотрудники федеральных органов исполнительной власти, Государственной противопожарной службы, погибшие при защите интересов государства. Места на этом кладбище могут выделяться и для других граждан, на погребение которых даст разрешение президент или правительство.
Само строительство началось в 2008 году. А открытие Федерального военного мемориального кладбища состоялось 22 июня прошлого года. В церемонии открытия принимали участие министр обороны Сергей Шойгу и директор Спецстроя (на тот момент) Григорий Нагинский.
Тогда же состоялось и первое захоронение — на мемориальном кладбище похоронили воина, погибшего в 1941 году под Смоленском. В день открытия министр обороны ни словом не обмолвился о недочетах в работе исполнителей, которые возводили кладбище, напротив, Сергей Шойгу выразил благодарность проектировщикам и строителям, охарактеризовав их работу как профессиональную.
«Их труд был направлен на воплощение одной благородной идеи — создать такой мемориал, который бы служил символом общенациональной гордости всех народов России. От имени Минобороны хочу поблагодарить всех, кто был причастен к проделанной работе. Уверен, это место станет священным для россиян», — цитирует слова министра официальный сайт Спецстроя.
27 декабря прошлого года на кладбище в Мытищах был похоронен легендарный оружейный конструктор Михаил Калашников.
Спецстрой отсудил у Минобороны миллиард за «кладбище героев»
Армейское руководство считает, что подведомственная ей структура — Федеральное агентство специального строительства — сдала мемориал в Мытищах с недоделками.