Как сообщили источники, близкие к Минобороны, основным вопросом, обсуждавшимся на встрече в Сочи, стало распределение финансирования, предусмотренного госпрограммой развития космодромов. Гендиректор «Роскосмоса» Игорь Комаров подтверждает: корпорация готова смириться с ограниченным финансированием, однако следствием этого станет «определенная оптимизация стартовых сооружений» (читай – космодромов).
Первоначально «Роскосмос» рассчитывал на выделение в рамках госпрограммы 900 миллиардов рублей; 560 миллиардов из этой суммы должны были направить на развитие космодрома «Восточный». Однако экономика-2017 показывает, что запросы, заявленные два года назад, придется урезать. В начале года «Роскосмос» еще надеялся получить хотя бы 500 миллиардов, но не сложилось. Судя по всему, расходы на развитие космодромов урежут, по сравнению с изначальным запросом, в три раза.
«С лимитом финансирования мы готовы уложиться в объем порядка 340 миллиардов рублей», – уточняет Игорь Комаров. На дальнейшие сокращения не согласен:
«Мы считаем одним из своих приоритетов отстоять финансирование по федеральной космической программе в том объеме, который, в общем-то, и так уже был оптимизирован и был утвержден год назад».
Видимо, ни о каком «развитии» космодромов речи уже не идет. Выделенных средств хватит на поддержку уже имеющейся инфраструктуры в Байконуре, а Восточный и военный космодром в Плесецке будут вынуждены конкурировать в борьбе за государственные деньги. Как полагают эксперты, экономия бюджетов заставит также отказаться от работ на космодроме «Свободный» – по созданию старта для «тяжелой» модификации ракета «Ангара». Но финансирование проекта по созданию сверхтяжелой ракеты сохранят: президент даже попросил конструкторов ускориться. Специально для Байконура будет разработана ракета среднего класса до 17 т. В корпорации надеются, что частичное финансирование этого проекта поступит из Казахстана.
Вообще же, если государственных денег нет, можно попытаться хотя бы частично жить на свои. Об этом сказал, выступая на совещании в Сочи, президент РФ. Один из возможных вариантов заработка для «Роскосмоса» – коммерциализация фотосъемки, которую ведут спутники дистанционного зондирования Земли. Геопространственные данные, которые они передают на космодромы, могут широко использоваться в самых разных отраслях: от метеорологии, строительства и экологии до сельского хозяйства и разведки природных ресурсов. Плюс, конечно, предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий.
И «все заработанные средства, конечно, должны идти на развитие российской космической отрасли, на ее модернизацию», – подчеркнул Владимир Путин.
К 2020 году в орбитальную группировку должны входить не менее 15 космических аппаратов, обеспечивающих дистанционное зондирование территории не только в России, но и по всему земному шару. Кстати, «Роскосмос» уже вплотную занимается созданием собственного аналога сервиса Google Earth по созданию сплошной цифровой модели Земли. Бюджетных денег на это, как говорят в «Роскосмосе», не потребуется. По словам Игоря Комарова, пилотные проекты, которые уже в этом году будут реализованы в Ростовской области и в Крыму, корпорация профинансирует из собственных средств.
Таких денег нет
«Роскосмосу» стоит попробовать хотя бы частично жить на «свои».