Вокруг дела главы ФГУП «Дальспецстрой» Юрия Хризмана и главбуха Владимира Ашихмина, обвиняемых в аферах при строительстве космодрома Восточный на 5,16 млрд рублей, разгорается скандал. Несмотря на протест Следственного комитета Мосгорсуд изменил для них меру пресечения, переведя из СИЗО, где они находились с осени 2014 года, под домашний арест. Следователи опасаются, что фигуранты уголовного дела теперь могут скрыться.
19 февраля, когда решался вопрос о дальнейшей мере пресечения для Хризмана и Ашихмина, их адвокаты просили освободить их подзащитных, сославшись на то, что следователи нарушили нормы закона и держат их в СИЗО дольше положенного срока. Следователи настаивали на продлении ареста, традиционно объясняя, что бывшие руководители «Дальспецстроя» обвиняются в совершении тяжкого преступления, а находясь на свободе, могут уничтожить улики, оказать давление на свидетелей и скрыться.
19 февраля суд встал на сторону адвокатов и отказался продлевать для Хризмана и Ашихмина срок содержания под стражей. 20 февраля суд изменил для них меру пресечения, переведя под домашний арест до 30 апреля.
— Суд смягчил меру пресечения, поскольку оснований для продления стражи свыше года не было, — рассказала «Известиям» официальный представитель Мосгорсуда Ульяна Солопова. — Следствием был допущен ряд грубых нарушений Уголовно-процессуального кодекса (УПК), поэтому в адрес следователя было вынесено частное определение.
Как указано в постановлении судьи, СКР в нарушение процессуальных сроков фактически продолжал предварительное следствие по этому уголовному делу. Об этом свидетельствует и ряд следственных действий, прошедших в последнее время. Так, в феврале следователи провели обыски в рамках дела замначальника «Дальспецстроя» Михаила Гельмана, также обвиненного в злоупотреблении должностными полномочиями.
Решение Мосгорсуда стало неприятным сюрпризом для СКР, который расследует уголовные дела о многомиллиардных аферах при строительстве космодрома Восточный.
— Информация о том, что мера пресечения может быть смягчена, появилась у следствия некоторое время назад, — рассказал «Известиям» источник в СКР. — Однако вариант домашнего ареста в данном случае недопустим, потому что у обвиняемых появилась возможность скрыться за границей, используя свои многочисленные связи.
Адвокат Юрия Хризмана Диана Татосова оказалась недоступна для комментариев «Известиям».
Эксперты также не исключают такой вариант.
— С одной стороны, суд изменил меру пресечения из-за превышения предельных сроков содержания под стражей, — рассказал «Известиям» адвокат Павел Зайцев. — С другой стороны, были случаи, когда Мосгорсуд менял меру пресечения с содержания под стражей на домашний арест, а человек затем сбегал. Например, как это было в случае с Алексеем Медведским, который обвинялся в банковском мошенничестве на несколько миллиардов рублей. Ему Мосгорсуд изменил меру пресечения, и в январе прошлого года он сбежал из-под домашнего ареста.
По версии следствия, в 2011–2013 годах Юрий Хризман и главный бухгалтер ФГУП «Дальспецстрой» Владимир Ашихмин из 22,6 млрд рублей, полученных в качестве авансов по 11 государственным контрактам на выполнение работ по строительству объектов космодрома Восточный, незаконно израсходовали 5,16 млрд рублей. Им предъявлены обвинения по ст. 160 УК («Присвоение либо растрата, совершенные в составе преступной группы в особо крупном размере»).
Хризман был арестован 31 октября 2014 года, Ашихмин — в ноябре того же года. Позднее был взят под стражу и сын Юрия Хризмана Михаил, оказавшийся совладельцем компании, поставлявшей на стройку космодрома цемент.
Первоначально следствие заявляло, что Хризман растратил 1,8 млрд рублей. Далее суммы предполагаемых хищений корректировались в сторону увеличения. При этом 27 июля 2015 года на коллегии Генпрокуратуры генпрокурор Юрий Чайка заявил, что ущерб от хищений на космодроме составил почти 7,5 млрд рублей. А глава Счетной палаты Татьяна Голикова в феврале 2015 года заявляла, что «стоимость строительства наземной инфраструктуры космодрома Восточный завышена на 13 млрд рублей». По ее словам, вскрыта схема расчетов, по которым сметы завышались, а выделенные средства размещались на депозитах.
Однако дело Хризмана — не единственное, связанное с аферами на строящемся космодроме, поэтому не исключено, что общая сумма ущерба формировалась и из других возможных афер, проведенных другими людьми. Например, в 2015 году по тому же делу арестовали тогдашнего главного инженера проекта по оснащению космодрома Восточный 31-го Государственного проектного института специального строительства (печально известный 31-й ГПИСС) Сергея Островского. Экс-глава ФГУП «Спецстройсервис» при Спецстрое России Андрей Ярцев также стал фигурантом уголовного дела о хищении 132 млн рублей, выделенных на строительство космодрома.
Как сообщали СМИ, по подозрению в мошенничестве и невыплате зарплат был арестован гендиректор ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания» Игорь Нестеренко, а бывший руководитель ТМК Виктор Гребнев находится под следствием по ч. 1 ст. 201 УК РФ («Злоупотребление полномочиями»). Летом 2015 года суд обязал ТМК выплатить «Дальспецстрою» 4 млрд рублей за невыполнение работ на космодроме.
Топ-менеджеров «Дальспецстроя» перевели из СИЗО под домашний арест
Мосгорсуд изменил меру пресечения для Юрия Хризмана и Владимира Ашихмина, обвиняемых в растрате более 5 млрд рублей при строительстве космодрома Восточный.