Как стало известно корреспонденту The Moscow Post, сделка по покупке "Трансломом" металлоломного бизнеса ТМК (входит в группу "Синара" Дмитрия Пумпянского) проходит не без проблем. А то и вовсе может сорваться. Ранее на неё было получено разрешение Федеральной антимонопольной службы России. Однако, это решение будет оспорено в Арбитражном суде Москвы по заявлению некой компании "Эпсилон". Она, в свою очередь, может быть связана с бывшими поставщиками металлического лома для ТМК.
В любом случае, даже если суд оставит в силе решение ФАС, сделка может серьёзно задержаться, что наверняка отразится на игроках рынка.
А интересно тут другое: в случае, если сделка пройдёт успешно, "Транслом" может консолидировать в своих руках до 20% всего рынка металлолома России. Компанию часто связывают с бизнес-интересами олигархов Роттенбергов: мол, это они хотят объединить под своим началом еще одну прибыльную отрасль.
Но дело вот в чем: официально "Транслом" принадлежит никому иному, как Алексею Золотарёву. А это - бывший помощник и партнёр по бизнесу никого иного, как Игоря Левитина. Так вот, по сведениям наших источников, он уже давно отстаивает интересы печально известного своими "подковёрными играми" олигарха Искандера Махмудова, чьё состояние превышает 7 млрд. долларов.
Кому выгодно?
Именно Махмудов может стоять за сделкой по консолидации "ломовых" активов в руках "Транслома". А если так, то олигарх может через сеть подконтрольных и лояльных ему лиц захватить еще один крупный рынок в своих интересах. И, как, представляется, ничем хорошим это рынку "не грозит".
Махмудову принадлежит ЗАО "Трансмашхолдинг" - холдинговая компания, занимающаяся производителем подвижного состава для железных дорог и метрополитенов в России.
Кроме того, в руках олигарха через тот же "Трансмашхолдинг" находится "Желдорреммаш" - один из основных игроков на рынке ремонта железнодорожных составов в РФ. Владеет Махмудов и "Трансойлом" - одним из крупнейших железнодорожных операторов нашей страны. В этом контексте получить контроль за пятой частью рынка железного лома в РФ - было бы для него очень и очень кстати.
Тем более, что "Транслом" уже не первый год пытаются сделать монополистом на этом рынке. Правда, пока безрезультатно. Ранее Правительство РФ разработало проект указа Президента РФ о предоставлении ряда крупных госструктур продавать лом Транслому без торгов. Однако, против монополизации тогда выступили Минэкономики, Минюст, и ФАС. В этот раз ФАС препон для сделки не обнаружило.
Решение "продавили" в интересах Левитина и Махмудова? А чиновник, лоббируя интересы олигарха, имеет и свой собственный корыстный интерес - ему или близким к нему бизнес-структурам что-то с этого перепадёт? Как представляется, знакомы они уже очень давно.
Махмудова также называют близким к московской мэрии и главе города Сергею Собянину. Интересный факт: сейчас департамент транспорта Москвы возглавляет Максим Ликсутов. А с 2003 по 2011 годы он возглавлял "ТрансГрупп" принадлежащую... Искандеру Махмудову. Злые языки говорят, что назначение Ликсутова вряд ли бы состоялось без согласования с Собяниным и Левитиным. К тому же в планах Махмудова, по слухам, значилось участие в строительстве наземного метро столицы. Его стоимость оценивается в порядка 60 млрд/ долларов.
Если предположение о том, что за консолидацией активов Транслома стоит Махмудов, верно - то это, опять же, будет ему очень и очень кстати. И, конечно, сделка не сможет состоятся без одобрения лично Собянина, которому, как представляется, тоже может что-нибудь "перепасть".
В любом случае, надеяться на благонадёжность и добрые намерения Искандера Махмудова было бы в высшей степени наивно. Особенно учитывая, сколько за ним тянется "грязных" историй и скандалов в самых разных областях. Например, всего год назад в СМИ гремела история о рассмотрении дел русской мафии в Испании. Речь об остатках Измайловской ОПГ, в которую, по слухам, раньше входил и Искандер Махмудов.
Информацию об этом громком деле передали в РФ еще семь лет назад, в 2011 году. Будто бы в переданных в правоохранительные органы России папках содержались доказательства о причастности олигарха к деятельности группировки. Махмудова якобы даже вызвали на допросы, и всё это на протяжении целых шести лет. В итоге Следственный департамент Москвы вынес решение о том, что Махмудов ни каким таким делам не причастен. Об этом писало "Радио Свобода".
Верить или нет этому - личное дело каждого. Однако, вспоминая прошлое Махмудова, в его непричастность верится с трудом. Скорее верится в сильные лоббистские и финансовые возможности, которых могло хватить, чтобы ловко "замылить" дело и избежать реального разбирательства.
Под мишиной "крышей"
Само становление Махмудова, как олигарха и медного короля, находящегося на вершине "пищевой цепочки" современной России, вызывает много вопросов. Еще в 1991 году, когда он только приехал в Москву из Узбекистана, он пошёл на работу к своему земляку. Им оказался никто иной, как Михаил Чёрный ("Миша Крыша"), которого злые языки называли криминальным авторитетом как раз из приснопамятной Измайловской ОПГ.
Поговаривают, что впоследствии Махмудов стал даже помощником "Миши Крыши". По крайней мере, об этом пишет неизвестный автор на популярном портале "Vse Media". Верить этому на слово, скорее всего, не стоит, зато известно, что тогда Измайловские захватывали заводы и порты, и им очень даже нужны были не бандиты, а менеджеры и управленцы. Возможно, именно так и нашёл себя в бизнесе наш герой?
Кроме того, якобы большая часть "Уральской горно-металлургической компании" (УГМК), которой владеет Махмудов, была как раз тогда "отжата" "измайловскими". Уж не поэтому ли она впоследствии отошла Искандеру? Сегодня это один из его основных активов, благодаря которому он и получил прозвище "Медного короля".
Уже в начале 2000-х годов фамилия Махмудова могла звучать в связи с расследованием преступлений в отношении ряда крупных компаний. В частности - по хищениям акций дочерних предприятий ОАО "Нижневартовскнефтегаз", акций ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат", незаконному обороту драгоценных металлов в шламах, принадлежащих ОАО "Гайский ГОК". Эти слухи долго циркулировали в отрасли среди игроков рынка, но в итоге никаких доказательств участия Махмудова в этих делах в любом статусе не было обнародовано.
Почему же мы упоминаем этот факт? А потому что за Махмудовым тянется такой "шлейф" всякой "грязи" и недомолвок о том, как именно он начинал и ведёт бизнес, что предположить такое можно очень легко. Точно также, как могли и предполагали это его конкуренты в прошлом десятилетии.
И вот теперь Махмудов через своих людей пытается "подмять" под себя пятую часть всего рынка металлолома в России? Вообще удивительно, как эта сделка могла получить одобрение ФАС, ведь на рынке работает всего порядка 10 крупных компаний в этой сфере, и слияние "Транслома" и металлоломного бизнеса ТМК уж очень похоже на попытку монополизировать рынок, чтобы еще больше ограничить на нём конкуренцию.
И, судя по всему, другим игрокам рынка это очень не нравится. Настолько, что они пошли в Арбитражный суд Москвы отстаивать интересы своего бизнеса. Остаётся только ждать решения суда и догадываться - если Махмудов действительно за всем этим стоит - каков будет его ответ? Не пора ли начать беспокоиться тем, кто решил встать у него на пути...
‟Транслом‟ Искандера Махмудова заклинило в суде
За сделкой по консолидации активов "Транслома" и ТМК может стоять Искандер Махмудов. Но кое-кому его планы, судя по всему, не по нраву.