Ранним утром 6 октября у владельца компании «Росинжиниринг», бывшего члена сборной СССР по скоростному спуску, начался обыск, сообщило издание «Фонтанка». Сотрудники Службы экономической безопасности ФСБ и Следственного комитета (СК) проводили оперативные действия на основании уголовного дела по статье «мошенничество».
На следующий день, 7 октября, СК обратился в Басманный суд Москвы с ходатайством об аресте Новикова и генерального директора ООО «Северо-Запад инжиниринг» и Дубровской ТЭЦ Максима Горелова, который также был задержан. Обыск прошел и в самой компании «Северо-Запад инжиниринг» во Всеволожске Ленинградской области. Вечером 7 октября суд удовлетворил ходатайство следователя об избрании меры пресечения в виде заключения Дмитрия Новикова под стражу до 5 декабря, сообщила пресс-секретарь Басманного суда.
Новикову и Горелову вменяется особо крупное мошенничество (часть 4 статьи 159 УК РФ) в связи с событиями 2016 года. По версии следствия, тогда Горелов вступил в сговор с «фактическим владельцем компании» Новиковым и компания «Северо-Запад инжиниринг» заключила договор концессии на обслуживание системы водоснабжения во Всеволожском районе Ленинградской области. Как считает следствие, компания договорилась с местными властями повысить тарифы на водоснабжение, чтобы получить средства на капитальный ремонт и модернизацию водного хозяйства. Собрав в общей сложности более 800 млн рублей, компания, говорится в материалах уголовного дела, своих обязательств не выполнила по «Коммерсанту»).
Как говорит партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин, четвертая часть статьи 159 предусматривает до 10 лет лишения свободы. Это «самая распространенная из «предпринимательских» статей и самая «резиновая» — в том смысле, что ее можно «натянуть» на любой состав. По опыту Клеточкина, положительный исход дел при таком обвинении «не превышает 5%».
Питерский трамплин
Стартовый капитал Дмитрий Новиков заработал в 1990-е годы. В 1993-м его как специалиста по горным лыжам пригласили создать первый частный лыжный курорт под Петербургом — «Охта Парк». Он оборудовал трассу, небольшую канатную дорогу, маленький клуб. В 1997 году владельцы московской внешнеторговой компании «Волен» открывали в Подмосковье дом отдыха для сотрудников и позвали Новикова для консультаций по строительству склонов и канатки. Кроме консультирования, Новиков торговал оборудованием, лыжами, ботинками, костюмами; по его словам, с 1995 по 1997 год выручка его фирмы «Диана» составляла около $1 млн в год. Он спроектировал и оборудовал почти все курорты вокруг Питера, а в 2001 году создал «Росинжиниринг».
В начале 2000-х Новиков построил неподалеку от Северной столицы горнолыжный курорт «Игора», опробовать который приезжал президент Путин. Созданный на деньги банка «Россия» курорт стал для Новикова качественным скачком в технологиях и бизнесе. Менеджерам «Газпрома», которые отвечали за проект в Красной Поляне, его порекомендовали «с «Игоры», рассказывал Новиков Forbes.
Полезное знакомство
В 2008 году Новиков отвечал за эксплуатацию склонов олимпийского комплекса «Газпрома» в Красной Поляне и познакомился тогда с Дмитрием Медведевым, первым вице-премьером, председателем совета директоров «Газпрома». На огороженной инструкторами «Росинжиниринга» части трассы Медведев учился кататься на горных лыжах. Новиков ему помогал. Через месяц после этих событий Медведева избрали президентом России. За время правления Медведева компания Новикова окрепла: в 2008 году ее выручка составляла $74 млн, а в 2013-м — $1,5 млрд. «Росинжиниринг» стал генподрядчиком всех олимпийских объектов «Газпрома» стоимостью несколько десятков миллиардов рублей и строил некоторые объекты на «Розе Хутор» Владимира Потанина (№2, $27 млрд).
Вадим Трухин, тогда руководитель направления экспорта в Россию и Восточную Европу французской компании York Neige, одного из крупнейших производителей систем оснежения лыжных трасс, рассказывал Forbes: «Мало того, что, кроме Новикова, в России нет специалистов, которые могли бы строить и трассы, и подъемники, системы оснежения, раскатки снега, создавать службы безопасности (помощи на трассах) и управлять ими. Но и в мире я не знаю примеров, когда бы такие компании занимались еще и гостиницами, и ресторанами — то есть создавали курорт полностью».
Оказалось, что «Росинжиниринг» может строить не только горнолыжные объекты, но и роскошную недвижимость вроде появившегося в Красной Поляне шале «Псехако», украшенного ценными породами дерева и мрамором. Пресса и блогеры окрестили шале «дачей Медведева». В 2014 году «Росинжиниринг» первый и единственный раз вошел в список 200 крупнейших частных компаний и занял 75-е место с выручкой 71,8 млрд рублей.
Жесткое приземление
Олимпиада-2014 закончилась. У многих строителей сочинских объектов начались неприятности. Например, Олег Шишов, владелец НПО «Мостовик», которое возводило санно-бобслейную трассу и Большую ледовую арену, больше трех лет провел в заключении — его обвиняли в мошенничестве и пособничестве в растратах. В итоге «Мостовик» обанкротился. Сам Шишов и сочувствующие ему утверждали, что проблемы компании начались из-за того, что стоимость строительства олимпийских объектов выросла, а федеральный бюджет не стал возмещать разницу.
С владельцем «Росинжиниринга» после Олимпиады ничего драматического не случилось — просто оказалось, что на новых крупных объектах Новикова не ждут. Он пытался участвовать в тендерах на строительство стадионов чемпионата мира по футболу 2018 года и, хотя оценивал свои услуги дешевле победителя, последовательно проиграл в Волгограде, Ростове-на-Дону и Самаре. «Росинжиниринг» даже менял профиль и устанавливал газотурбинную установку в Томске на ТЭЦ-1 компании «ТГК-11» («Интер РАО ЕЭС»), но объектов, сравнимых с олимпийскими, компания больше не получала. Новиков собирался строить на Дальнем Востоке новый порт для экспорта угля в Корею вместе с одной из крупнейших корейских энергетических компаний — KOWEPO, но в итоге проект достался структурам миллиардера Дмитрия Босова. В 2020 году, по данным «СПАРК-Интерфакс», выручка «Росинжиниринга» составила всего 3 млрд рублей.
Компания искала заказы как могла — так и возникло в 2016 году концессионное соглашение с властями Всеволожского района. Нормализация работы очистных сооружений на Ладожском водоводе и увеличение их мощности давало бы возможность расширения не чужого Новикову «Охта Парка». Да и сумма 3,8 млрд рублей в сравнении с выручкой «Росинжиниринга» выглядела внушительной. Однако работа сразу не задалась.
В 2018 году на совещании «в области» Новиков «раздраженно», как писало издание 47news.ru, сетовал, что все усилия реализовать концессию сталкиваются с нежеланием района оказывать помощь. Он даже предлагал вернуть ему уже вложенные в проект 170 млн рублей и закончить сотрудничество. Правительство области терпело его раздражение, утверждает «Фонтанка», потому что других желающих работать с изношенными коммунальными активами не было. А у Новикова был свой интерес — нормализация работы очистных сооружений на Ладожском водоводе. Увеличение их мощности давало возможность участвовать в расширении «Охта Парка», с владельцами которого у него сохранились деловые отношения.
Тренера Медведева не пропустили очистные
Владельца «Росинжиниринга» Дмитрия Новикова арестовали по обвинению в мошенничестве. Семь лет назад компания входила в список крупнейших частных компаний России, но не сумела в нем удержаться.