Член списка Forbes, руководитель компании «Нафта Москва» Сулейман Керимов заинтересовался масштабным проектом по биткоинам, рассказали Forbes четыре источника в госведомствах и в компаниях, которые занимаются цифровой валютой. Летом Керимов встречался с венчурными фондами, компаниями и госведомствами, рассказывает один из участников встреч.
«Слышал, что ему интересен майнинг (добыча новых единиц цифровой валюты. — Forbes) в каком-то грандиозном масштабе», – говорит один из бизнесменов, работающий на рынке биткоинов. «Керимов проводил несколько встреч с крупнейшим в мире производителем процессоров для майнинга биткоинов Bitfury», – знает источник Forbes. В Bitfury и «Нафта Москва» не стали давать комментариев.
Для выработки биткоинов необходимы как минимум две составляющие: дешевое (в идеале — бесплатное) электричество и оборудование — в первую очередь процессоры. Компания Bitfury, созданная в 2011 году латвийцем Валерием Вавиловым и украинцем Валерием Небесным, как раз разрабатывает специальные чипы для майнинга. Она ежегодно предоставляет новые поколения чипов, которые помогают добывать биткоины в промышленных масштабах. У Bitfury был дата-центр в грузинском городе Гори, на котором компания занималась майнингом биткоинов (в списке главных майнеров Bitfury занимала пятое место, добывая 9% всех биткойнов в мире).
Другой источник говорит, что Керимов столкнулся с трудностями и уперся в российскую государственную машину. «Керимов ходил по госструктурам, но потом все застопорилось», – говорит один из игроков на рынке биткоинов.
Сооснователь сервиса на рынке биткоинов Cryptopay Георгий Басиладзе говорит, что до Керимова в рынок биткоинов инвестировал миллиардер Юрий Мильнер из DST и один из основателей соцсети «ВКонтакте» Лев Левиев. По мнению Басиладзе, интерес к биткоинам не пропадает, хотя прежней истерии уже нет. «Появляются крупные серьезные люди, например банковский консорциум R3», – объясняет Басиладзе.
Руководитель биржи биткоинов ICBIT Алексей Брагин говорит, нет ни одной причины, чтобы интерес к биткоинам пропал. «Майнинг биткоинов всегда интересен — это основа функционирования сети биткоинов (блокчейн). Можно сравнить его с хостингом серверов и облачными провайдерами — что бы ни происходило в интернете, хостинг всегда нужен. Вопрос в том, как сделать майнинг более выгодным», – объясняет Брагин.
В России отношение властей к биткоинам неоднозначно: с одной стороны, Центральный банк назвал криптовалюту «денежным суррогатом», а вслед за ним Генпрокуратура начала проводить активные мероприятия против сервисов и организаций, принимавших к оплате биткоины. Но тем не менее многие организации, включая президента Сбербанка Германа Грефа, часто говорят о технологиях, которые стоят за биткоинами.
В пятницу стало известно, что одиозный депутат Госдумы, зампредседателя комитета по безопасности и противодействию коррупции Андрей Луговой предложил принять закон о криптовалюте. Он предложил доработать законодательство о платежной системе, налоговый кодекс, закон о ЦБ и т. д. и инициировать специальный закон о регулировании криптовалюты, чтобы сделать информацию о транзакциях доступной надзорным органам, лицензировать деятельность по майнингу и идентифицировать всех участников процесса (майнеров, магазины, биржи и обменные пункты).
«Закон, с одной стороны, не должен позволить России «выпасть» из общего тренда развития финансовых технологий и допустить отток капитала, а с другой — должен исключить риски использования виртуальной валюты для легализации преступных доходов и финансирования терроризма», – говорит Луговой. В 2016 году Министерство финансов Испании обязало майнеров криптовалюты регистрироваться и платить налоги.
Цифровой Керимов: бизнесмен хочет заработать на биткоинах
Глава «Нафта Москва» размышляет над добычей цифровой валюты в промышленных масштабах.