Собственное производство товаров для нужд ФСИН не приводит к декларируемой цели — снижению затрат на производство продукции для заключенных. Наоборот, государство значительно переплачивает на завышенной стоимости аренды производственных площадей, а также теряет миллиарды из-за махинаций с договорами и фиктивных сделок с фирмами-однодневками.
Ранее «Трансперенси интернешнл Россия» и «Новая газета» в своих расследованиях вскрывали схемы вывода бюджетных денег госпредприятиями, подконтрольными ФСИН через фирмы-прокладки, поставляющие продукты для заключенных, а также факты передачи выгодных госконтрактов аффилированным компаниям. Сегодняшнее расследование касается злоупотреблений при аренде площадей для самостоятельного производства продуктов.
Завышенные расходы
Закон 223-ФЗ дает возможность ФГУПам, созданных ФСИН, без каких-либо конкурсов выбирать себе поставщика товаров и услуг и не размещать сведения о таких контрактах на сайте госзакупок. В результате, как свидетельствует расследование «Трансперенси интернешнл Россия», непрозрачность процедур создает серьезные коррупционные риски.
Одним из них, вероятно самым распространенным, является намеренное завышение стоимости поставки товара или услуги. Общественные борцы с коррупцией утверждают, что такое имело место, в частности, при аренде ФГУП «Тамбовским» производственных площадей под производство корма для собак в городе Шебекино Белгородской области. Там день аренды стоил почти 1 млн 400 тыс. государственных рублей.
А ФГУП «Ульяновское» заплатило за пять рабочих смен более 1,5 млн рублей, арендуя комплекс с оборудованием для производства тушенки в Черкесске. В свою очередь ФГУП «Вологодское» арендовало в Санкт-Петербурге нежилое помещение и оборудование остаточной стоимостью 7 млн рублей для производства замороженных мясных блоков. Там каждая восьмичасовая смена обходилась в 200 тыс. рублей.
«Денежные средства в пределах завышения заказчик перечисляет контрагенту безвозмездно», — уверены в «Трансперенси».
Личный бизнес
Коррупционные риски ярко проявляются, когда руководитель ФГУП заключает договор с подрядчиком, исходя в первую очередь из личной заинтересованности. Если подобные сделки не пройдут специальную процедуру одобрения, то такие контракты грозят явным конфликтом между интересами руководителя и нуждами предприятия-заказчика.
«Трансперенси» приводит пример заключенного в марте 2017 году временным руководителем ФГУП «Тамбовское» Валентином Лебедевым контракта на аренду производственного помещения, склада и оборудования с белгородским ООО «Агроакадемия». ФГУП намеревалось производить корм для собак. «Агроакадемия» принадлежала бизнесменам Сергею и Ивану Лиманам и Андрею Мартовицкому. А уже через два месяца договор аренды перезаключили на 11 месяцев с новым юридическим лицом ООО «Лимкорм».
Арендуя цеха и оборудование, тюремное предприятие платило по 1,3 млн рублей ежедневно плюс 140 тыс. рублей за аренду складов каждый месяц. По данным расследователей, всего до конца 2017 года «Тамбовское» могло заплатить за аренду промышленного комплекса от 37 до 352 млн рублей. И эти деньги могли составить львиную долю выручки «Лимкорна», которая за 2017 года достигла 418 млн рублей.
Как оказалось, Лебедев и Иван Лиман являются давними друзьями, что косвенно подтверждает возможность сговора между заказчиком и поставщиком. Произведенный на мощностях Лиманов килограмм корма в среднем стоил 115 рублей, что значительно дороже сухого корма, который закупают многие региональные управления ФСИН с помощью электронных аукционов.
Более того, экспертиза, проведенная ФКУ «База материально-технического и военного снабжения УФСИН по Курганской области», показала, что корм, который был произведен «Тамбовским» в объеме приблизительно 1260 тонн, не соответствует прописанным в контракте характеристикам. Впоследствии продукцию забраковали, «Тамбовскому» выставили неустойку и до декабря 2019 года внесли в реестр недобросовестных поставщиков.
«Сейчас «Тамбовское» банкротят. Некоторое время питание для служебных собак продолжали производить на заводе ООО «Лимкорм» силами ФГУП «Черноземье», которым с июня 2016 года руководил тот же Валентин Лебедев. Весной 2018 года Лебедев перестал руководить «Тамбовским» и «Черноземьем», и уже в июне последнее перенесло производство корма для собак в Ленинградскую область, заключив договор с АО «Гатчинский ККЗ». Аренда помещений обходится бюджету в 418 тыс. рублей в месяц, производственного оборудования — в 120 тыс. рублей в час, каждый час услуг аутсорсинга стоит еще 5 500 рублей. При этом стоимость корма возросла до 140 рублей за килограмм», — выяснили расследователи.
Фиктивная аренда
Еще одним способом махинаций в системе производства продукции для пенитенциарной системы являются фиктивные договоры, заключенные для вывода и обналичивания денег. Например, продукты производятся не в том месте, где официально арендуются мощности.
Так было с ФГУП «Архангельским», которое с 20154 года арендовало цех и склад в деревне Родионовка в Серпуховском районе Московской области у ООО «Региональная логистическая компания А» для производства рыбных консервов. Правда, в протоколе заключения контракта с единственным поставщиком, подписанном электронной цифровой подписью, фигурирует другая компания с похожим названием и иными реквизитами.
Более того, как выяснили в «Трансперенси», рыбные консервы в действительности могли производиться на заводе «Велрыбпром» в Великих Луках Псковской области. Договор с похожей на «однодневку» компанией «Региональная логистическая компания А» могли пролонгировать до конца 2017 года, хотя еще в 2016 году его признали банкротом и ликвидировали.
Иногда ФГУПы арендуют для своего производства одни и те же объекты. К примеру, в 2014— 2018 годах ФГУП «Архангельское», ФГУП «Черноземье» и ФГУСХП «Ульяновское» занялись производством муки, арендуя для этого мощности предприятия «Простор-Агро» в селе Новая Усмань Воронежской области. При этом во второй половине 2017 года «Архангельское» и «Ульяновское» работали на одном и том же оборудовании в одних и тех же цехах. Однако расследователям не удалось обнаружить информации о поставках сырья «Архангельским» в Новую Усмань в этот период. Таким образом налицо фиктивные договорные отношения.
Законом по закупкам
Как считают в «Трансперенси», Минфин и ФАС должны инициировать изменение закона № 223-ФЗ и ведомственных нормативных актов, чтобы процедуры заключения и публикации договоров аренды объектов недвижимости ФГУП ФСИН стали прозрачнее, и тем самым снизились коррупционные риски при таких сделках.
Общественные активисты намерены обратиться по всем выявленным ими нарушениям в правоохранительные органы, а также направить результаты расследования в Счетную палату РФ для проведения комплексного аудита расходования бюджетных средств унитарными предприятиями ФСИН.
Тюрьма как бизнес: ФСИН выводит миллиарды на аренде цехов
Собственное производство товаров для нужд ФСИН не приводит к декларируемой цели — снижению затрат на производство продукции для заключенных. Наоборот, государство значительно переплачивает на завышенной стоимости аренды производственных площадей, а также теряет миллиарды из-за махинаций с договорами и фиктивных сделок с фирмами-однодневками