В соответствии с решением Конституционного суда изъятие имущества у лиц, которые не смогут доказать законность его приобретения, в пользу государства, было признано законным. Это распространяется не только на лиц, признанных виновными в коррупционной деятельности, но и на их знакомых и родственников.
12 ноября Конституционный суд страны подтвердил право властей на изъятие имущества у коррупционеров, а также у их родственников и знакомых. Судьи провели проверку закона о контроле за расходами государственных служащих, в соответствии с которым разрешается обратить в доход государства имущество, приобретенное на доходы, чье законное происхождение не удалось доказать. Антикоррупционная правовая норма касается не только самих госслужащих, но и их супругов, детей, не достигших совершеннолетнего возраста, и других граждан, связанных с ними.
Баланс интересов
Как указывается в вердикте КС, конфискация имущества представляет собой особую правовую меру, призванную эффективно противодействовать коррупции и защищать конституционные ценности. Порядок ее применения, установленный законом, позволяет обеспечить баланс между общественными интересами борьбы с коррупционной деятельностью и частными интересами собственников имущества, поскольку он оставляет за последними право на предоставление в суд доказательств законности происхождения средств, на которые покупалось имущество.
Дело полковника-миллиардера
Основанием для вышеуказанной проверки стала жалоба, поданная небезызвестным экс-полковником МВД Дмитрием Захарченко и членами его семьи. У них конфисковали активы на девять миллиардов рублей по иску Генпрокуратуры, поскольку суд посчитал, что их доходы, легальность которых можно подтвердить, не позволяли приобретать квартиры и машины в таком количестве. Заявители, в свою очередь, сочли применение норм антикоррупционного закона неправомерным, отметив, что они не являются чиновниками, и это, согласно их позиции, освобождает их от необходимости подтверждать законный характер своих доходов, на которые приобреталось имущество. Генпрокуратура же, как отмечалось в жалобе, не предоставила непосредственных доказательств того, что источником средств стали именно нелегальные доходы бывшего полковника-миллиардера, а не какие-либо иные средства.
Квартиры, машины и счета
В результате конфискации родственники и знакомые Захарченко лишились целого состояния. Дорогие автомобили, деньги на счетах в банках, объекты недвижимости власти конфисковали не только у родителей экс-полковника, его сестры и ее супруга, но и у знакомых и бывших подруг Захарченко. Соответствующий иск был в полном объеме удовлетворен Никулинским судом Москвы 1 декабря 2017 года. Согласно его решению, в государственную казну оказались изъяты четыре автомобиля, 13 квартир, а также крупная сумма денег. В роли ответчиков по иску выступали Дмитрий Захарченко, его родители, сестра Ирина Разгонова, гражданская жена Анастасия Пестрикова, ее родственница Лилия Горшкова, экс-супруга Яна Саратовцева, ее мать, а также женщины, с которыми Захарченко некоторое время состоял в неофициальных отношениях – Мария Семынина и Ирина Петрушина.
Прокурорская проверка обнаружила у Захарченко и его близких недвижимость, общая стоимость которой составила 231 миллион рублей, облигации на 208 тысяч долларов, а также ювелирные украшения, оцененные более чем в 10 миллионов рублей. Помимо этого, были найдены счета, где находилось 35 миллионов рублей. На них поступали средства за аренду недвижимости, которая принадлежала Захарченко. На счетах бывшего полковника и его соответчиков оказалось порядка 2,5 миллиона долларов.
Череда громких дел
Дело Дмитрия Захарченко стало лишь первым из целой плеяды дел коррупционеров-миллиардеров. 8 апреля Красногорский суд Подмосковья удовлетворил иск Генпрокуратуры России об изъятии имущества экс-главы Серпуховского района Московской области Александра Шестуна. Сумма составила десять миллиардов рублей. В сентябре Клинский городской суд изъял в пользу государства имущество Александра Постриганя, бывшего главы Клинского района Подмосковья, и его родственников на сумму девять миллиардов рублей. В этом месяце Головинский суд Москвы удовлетворил иск Генпрокуратуры, обратив в доход государства активы полковника ФСБ Кирилла Черкалина на сумму, превышающую шесть миллиардов рублей.
Закон «О противодействии коррупции» был принят в декабре 2008 года. В соответствии с ним госслужащие обязаны декларировать свои доходы и имущество, а также доходы и имущество своих супругов и несовершеннолетних детей. Чиновников, владеющих акциями и ценными бумагами, обязали передать их в доверительное управление во избежание конфликта интересов.
Валерий Зорькин благословил отъем имущества у родственников и знакомых коррупционеров
В соответствии с решением Конституционного суда изъятие имущества у лиц, которые не смогут доказать законность его приобретения, в пользу государства, было признано законным. Это распространяется не только на лиц, признанных виновными в коррупционной деятельности, но и на их знакомых и родственников.