"Роснефть" вступила в открытую борьбу против либерализации доступа к российскому шельфу, обвинив Минприроды в лоббировании интересов ЛУКОЙЛа. По данным "Ъ", президент госкомпании Игорь Сечин начал отстаивать свою точку зрения еще в марте, причем в неменьшей степени его волнует риск монополизации геологоразведки государственной "Росгеологией", который также следует из предложений Минприроды. Министерство поддерживают вице-премьер Александр Хлопонин, Минэнерго и Минэкономики. Но премьеру Дмитрию Медведеву, утверждают источники "Ъ", ближе позиция Игоря Сечина, а решение в любом случае примет Владимир Путин.
На следующий день после того, как Минприроды официально представило планы по либерализации доступа к российскому шельфу, "Роснефть" впервые открыто выступила с резкой критикой этой идеи. "По критериям отбора четко проходит одна компания — ЛУКОЙЛ. Допуск одной частной компании на шельф имеет право на обсуждение, но это точно никакая не либерализация",— заявил пресс-секретарь "Роснефти" Михаил Леонтьев. Не нравится госкомпании и другой элемент предложений Минприроды — усиление позиций также государственной "Росгеологии".
Министр Сергей Донской в ответ заверил, что "лоббирует интересы всех отечественных компаний при подготовке документов по шельфу" (цитата по "Интерфаксу"). Он подчеркнул, что доступ частных инвесторов — это консолидированная позиция всех ведомств, которую будет обсуждать правительство. В частности, идею уже официально одобрили Минэнерго и Минэкономики. Источники "Ъ" добавляют, что предложения активно поддерживает вице-премьер Александр Хлопонин.
Минприроды хочет расширить доступ к шельфу за счет создания консорциумов, причем необязательно с участием госкомпаний. Государство сможет согласовывать состав консорциумов, обязательным условием станет наличие у участников технологических и финансовых возможностей, а также опыта для освоения шельфа. Сейчас, согласно поправкам к закону "О недрах" от 2008 года, которые во многом лоббировал нынешний президент "Роснефти", а тогда вице-премьер Игорь Сечин, работать на шельфе РФ могут только сама нефтекомпания и "Газпром". Дискуссия об изменении правил идет уже несколько лет, последний раз она обострялась в начале 2013 года, также по инициативе Минприроды. Тогда "Роснефти" и "Газпрому" удалось отбить атаку, но серьезное влияние на решение вопроса в пользу госкомпаний оказал глава газовой монополии Алексей Миллер. Сегодня, говорят источники "Ъ", "Газпром" занимает нейтральную позицию.
Нынешний виток борьбы за шельф начался в феврале в ходе встречи Владимира Путина с Вагитом Алекперовым, совладельцем и главой ЛУКОЙЛа (работает в Каспийском и Балтийском морях по лицензиям, выданным до изменений в законодательстве). Президент поручил проработать идею либерализации, которую в итоге поддержал его помощник Андрей Белоусов (см. "Ъ" от 26 марта). По мнению чиновника, "Роснефть" и "Газпром", которые контролируют 80% шельфа, не справляются с его освоением, а привлечение частных компаний позволит улучшить ситуацию.
Но, уточняют источники "Ъ", уже в середине марта в борьбу включился и Игорь Сечин. В своем письме к президенту он назвал данные Андрея Белоусова некорректными, подчеркнув, что "Роснефть" и "Газпром" контролируют всего лишь 60% шельфа, темпы геологоразведки (ГРР) "удовлетворительны", тогда как частными компаниями, "к примеру ЛУКОЙЛом", объем ГРР "не выполнялся и с большой долей вероятности выполняться не будет". "Как правило, стратегии частных компаний не подразумевают вложений на длительный период, реализация подобных проектов возможна только за счет продажи доли либо всего бизнеса зарубежным инвесторам",— пишет президент "Роснефти" (ее партнерами по шельфу были ExxonMobil, Eni и Statoil, но из-за санкций работы, по сути, остановлены). Игорь Сечин утверждает, что еще в 2012 году госкомпания предлагала партнерство ЛУКОЙЛу, ТНК-ВР и "Сургутнефтегазу", но никто не согласился.
Не меньше возмутила главу "Роснефти" идея Минприроды наделить дополнительными полномочиями государственную "Росгеологию", которой Игорь Сечин посвятил отдельное письмо к президенту. Компании планируется предоставить право вместе с российским или иностранным партнером получать лицензии на разведку и добычу, если по итогам ГРР открыто месторождение. Кроме того, "Росгеология" может стать единственным исполнителем госзаказа на ГРР, причем не только на шельфе. По мнению Игоря Сечина, речь, по сути, идет о "монополизации получения прав пользования недрами". В результате "Росгеология" может получить преимущественное право на шельф перед госкомпаниями и на участки на суше перед всеми прочими участниками рынка, хотя "не обладает опытом работы на шельфе и не сможет сама осуществлять работы". "Такие предложения вводят в практику недропользования новый субъект правоотношений, обладающий одновременно полномочиями органа госвласти и хозяйствующего субъекта с эксклюзивными правами",— считает Игорь Сечин. Заместитель гендиректора "Росгеологии" Антон Сергеев заявил "Ъ", что компания "не планирует и не собирается заниматься добычным бизнесом".
Источники "Ъ" расходятся во мнении о том, какой вопрос для "Роснефти" является более болезненным — доступ на шельф ЛУКОЙЛа или резкое усиление позиций "Росгеологии". Один из собеседников "Ъ" считает, что "ЛУКОЙЛ протаскивают вместе с госхолдингом, который поддерживает Александр Хлопонин". Но другой источник "Ъ" уверяет, что "Роснефть" больше беспокоит ЛУКОЙЛ (там вчера от комментариев отказались).
По словам господина Донского, до середины мая предложения о либерализации будут обсуждаться правкомиссией по природопользованию и экологии, которую возглавляет Александр Хлопонин, вопрос может быть рассмотрен и правкомиссией по ТЭКу вице-премьера Аркадия Дворковича. Решение, уверяют источники "Ъ", примет лично Владимир Путин, хотя его пресс-секретарь Дмитрий Песков уточнил, что "в данном случае все-таки последнее слово за правительством". Судя по официальным заявлениям, чиновники в основном поддерживают либерализацию. Но два источника "Ъ" в правительстве говорят, что премьер Дмитрий Медведев и вице-премьер Аркадий Дворкович "выступают за сохранение нынешних правил работы" (их представители ситуацию не комментируют).
Редакционный директор Platts в Лондоне Стюарт Эллиотт полагает, что "при наличии режима санкций, ограничивших доступ "Роснефти" к самым современным западным технологиям по разработке шельфовых месторождений, российскому правительству рано или поздно придется открыть их и для других компаний, в том числе зарубежных". Но, уточняет эксперт, на фоне низких цен на нефть "заинтересованность зарубежных частных компаний остается под вопросом". Не менее важным фактором, который будет играть ключевую роль в принятии решений инвесторами, по его мнению, остается "неуверенность в целесообразности крупных инвестиций в российскую нефтегазовую отрасль на фоне международных санкций против России".
У ‟Роснефти‟ сдают недра
Госкомпания против допуска к ним конкурентов.