На запланированных на 2023 год выборах в гордуму часть местных политиков попытаются использовать услуги группировок, пришедших на смену знаменитым «Уралмашу», «Центру» и «Синим». Их участники возьмут на себя самую грязную полевую работу, связанную с запугиванием оппонентов и подкупом избирателей. На этом рынке периодически появляются новые участники, усиливая и без того серьёзную конкуренцию.
Расцвет криминальных группировок в Екатеринбурге пришёлся на первую половину 90-х годов прошлого века. Продолжительное противостояние между ними, в ходе которого для жителей столицы Урала стали привычными уличные перестрелки, взрывы и рэкет, завершилось победой организованного преступного сообщества (ОПС) «Уралмаш». Его главные оппоненты – ОПГ «Центр» – были разгромлены. Группировка «Синих» сохранилась, но ослабила авторитет и влияние.
«Уралмаш» недолго оставался монополистом. Сначала ОПС было деморализовано арестом и смертью в 2005 году лидера сообщества Александра Хабарова. Последующие аресты менее значимых «уралмашевских» фигур привели к ликвидации сообщества и выводу его основных активов в Объединённые Арабские Эмираты.
В течение последующего десятилетия активность организованной преступности в Екатеринбурге оставалась на минимальном уровне. Но начиная с 2017–2018 годов в городе вновь стали появляться группировки, которые взяли под контроль малый бизнес и ситуацию на улицах.
Наиболее известной из них стала банда «Четырёхсотых».
Она обосновалась в Орджоникидзевском районе и получила название из-за странной традиции её представителей подбирать госномера на свои автомобили с цифрой 400. Основным видом деятельности «Четырёхсотых» стало крышевание владельцев объектов нестационарной торговли и автостоянок, а также предоставление им таких незаконных услуг, как несанкционированное подключение электроэнергии.
В разделе города также приняли участие «Новые центровые», «Визовские», группировка Геры Гардта (кличка Гера ЖБИ) и некоторые другие группировки. Основой для нового поколения мафиози стали молодые спортсмены, которые не только участвовали в стрелках, но и были способны выполнить самые сложные задания своего руководства. С каждым годом росло число стычек со стрельбой и поножовщиной между группировками, оспаривавшими наиболее прибыльные активы. Наибольший резонанс получили события с применением оружия в расположенном в центре Екатеринбурга бизнес-центре «Манхэттен».
Со временем молодые криминальные объединения стали оказывать услуги участникам выборов. В 2018 году политтехнологи привлекли их для работы на территории округов. Часть поставленных задач была легальной (расклейка листовок и работа с бизнесменами), часть – криминальной. Наименее безобидными из последних стали задачи по срыву агитации оппонентов и скупке голосов маргинальной части электората. Но главной целью было давление на кандидатов-оппонентов и членов их команд.
В ходе той кампании в Екатеринбурге зафиксировано множество случаев поджогов машин, избиений агитаторов и их пиарщиков. Пострадавшие собрали пресс-конференцию, на которой рассказали о наиболее вопиющих случаях.
«Нашему кандидату Владимиру Нагибину кто-то положил кирпич на капот автомобиля. Это он такое мягкое предупреждение получил», – рассказал политтехнолог кандидата Денис Граматчиков.
Через два дня ворота дома, в котором Нагибин находился со своей семьёй, облили бензином. Рядом стояла канистра с горючим и неподожжённым фитилём. Чуть позже агитаторов политика атаковали пять человек. Одному из них выбили зуб и разбили губу.
«Было страшно. Я к этим молодчикам подхожу, говорю: “Что вы делаете? Почему вы себя так ведете?” А они вынимают ножи, встают с разных сторон куба и начинают срезать баннеры. Потом скомкали их и убежали».
Лидия Зубарева | агитатор
«Мы столкнулись с подкупом и угрозами. Люди спортивного телосложения порезали колёса помощнице [кандидата] Алексея Бородина. Потом было затишье. Но буквально неделю назад также поступил звонок с угрозами. Сказали, что разобьют машину, разобьют голову. Требовали, чтобы я перестал заниматься выборами», – рассказал политтехнолог кандидата Александр Козенцев.
Другими методами в арсенале «Четырёхсотых» и подобных им группировок стали размещение погребальных венков под дверями кандидатов и обливание агитаторов преклонного возраста зелёнкой.
Пострадавшие направили заявления силовикам и жалобу в Центризбирком. Его глава Элла Памфилова отметила бездействие полиции и пообещала обратиться в Генпрокуратуру и Следственный комитет РФ. Однако это не помогло.
В 2021 году на праймериз «Единой России» полевые боевики снова были привлечены к мобилизации электората. А в ходе самой кампании с новой силой начали давить на кандидатов. Наиболее резонансными стали угрозы в адрес кандидата в депутаты Госдумы Дмитрия Ионина, завершившиеся поджогом принадлежащего его штабу микроавтобуса.
На губернаторских выборах в 2022 году уличные боевики сконцентрировались на противодействии кандидату от КПРФ Александру Ивачёву.
«На комсомольцев, клеивших плакаты кандидата в губернаторы от КПРФ, было совершено нападение. Бандиты в масках сначала угрожали, а потом избили агитаторов. Одному из ребят сломали четвёртую и пятую кости черепа. Просто прыгали на голове. В результате скорая госпитализировала нашего товарища в больницу № 36, где у него были выявлены переломы, сотрясение мозга и амнезия», – рассказал Ивачёв.
Схожие нападения происходили на муниципальных выборах в других свердловских городах.
По данным «Октагона», в этом году помимо «Четырёхсотых» к выполнению спецзаданий были привлечены представители новой криминальной группировки – «Тёмовские». В последнюю вошли рецидивисты-уголовники, пропустившие проходивший в последние годы в Екатеринбурге передел сфер влияния в связи с отбыванием наказания в местах лишения свободы.
Источники «Октагона» сообщают, что в ходе подготовки к предстоящим в 2023 году выборам в Екатеринбургскую городскую думу ряд потенциальных кандидатов уже договариваются с лидерами группировок, зона влияния которых совпадает с будущими округами.
Зарекомендовавшие себя в этом году «Тёмовские» уже заключили договорённости с кандидатами, планирующими выдвигаться в Верх-Исетском и Железнодорожном районах.
Кандидаты, идущие от Орджоникидзевского района, будут вынуждены работать с «Четырёхсотыми». Остальные части города займут другие криминальные объединения.
При этом один из участников предстоящей кампании считает, что у власти и силовиков есть возможность предотвратить разворачивание криминального сценария выборов. В условиях продолжающейся спецоперации на Украине муниципальные власти будут должны провести кампанию по максимально предсказуемому неконфликтному сценарию. А силовики получат карт-бланш для предотвращения любых попыток раскачивания ситуации в стратегически важном для страны мегаполисе.
Уральская братва нацелилась на гордуму
У Екатеринбурга есть шанс вернуться в число наиболее криминализированных мегаполисов России.