«Никто из основателей не арестован. Они с деньгами благополучно убыли. И следствие особых усилий не прилагает, чтобы вернуть их сюда!» — возмущался сегодня в суде адвокат Александра Тришакова. Последнего, как и двух скрывшихся сооснователей финансовой пирамиды Frendex Руслана Пичугина и Дмитрия Чечулина, подозревают в особо крупном мошенничестве. В попытках выйти из СИЗО он начал сдавать тех коллег, о которых раньше даже не знали силовики. О его показаниях, истинной роли в компании и угрозах от бывшего шефа — в репортаже «БИЗНЕС Online».
«Следствие рубит сук, на котором сидит»
Фигуранты резонансного дела казанской пирамиды Frendex впервые предстали перед судом. Правда, пока в статусе подследственных, а не подсудимых. Совсем недавно, спустя почти год следствия, силовики задержали нового подозреваемого по делу, «платинового директора» компании Александра Тришакова. Такое «позднее зажигание» не помешало суду арестовать мужчину. 14 сентября Вахитовский районный суд избрал ему меру пресечения в виде заключения под стражу до 12 ноября.
Это решение Тришакова не устроило. Сегодня в Верховном суде РТ он обжаловал свой арест. Мужчина присутствовал по видео-конференц-связи. Коротко подстриженный, в серой кофте — на нечетком изображении, выведенном на экран, он выглядел, как двойник Кирилла Доронина — основателя другой печально известной финансовой пирамиды Finiko.
Как работал Frendex
Процесс начался с ходатайства адвоката подозреваемого, Андрея Петрова. В нем он просил приобщить к материалам дела две справки о состоянии здоровья родственников Тришакова. «Его мать полностью слепая, у жены проблемы с позвоночником», — комментировал документы защитник.
Следующие 10 минут своего выступления Петров, казалось, демонстрировал смысл профессии адвоката, буквально зубами выгрызая свободу для своего клиента — настолько эмоциональным было его выступление. «Какими данными располагал суд, чтобы избрать столь суровую меру пресечения?» — начал он с риторического вопроса. По его словам, у суда первой инстанции нашлось всего два основания для ареста — тяжесть предъявленной статьи («Мошенничество, совершенное организованной группой» наказывается сроком до 10 лет) и общественный резонанс. На это защитник ответил контраргументом — Тришакову неправильно определили квалификацию. «Имеется статья за участие в организации деятельности пирамиды, которая не относится к тяжким», — отвечал Петров, при этом так и не назвав эту статью.
По словам защитника, в ходе предварительного следствия уже было указано на то, что Тришаков не был организатором пирамиды, а его роль сводилась только к выступлениям на презентациях компании, где он сам представлялся как вкладчик. «Фактически это реклама была. В лучшем случае административное правонарушение. Он не утаивал, что все связано с риском», — парировал Петров.
Уголовное дело Frendex
Отдельное внимание адвокат уделил поведению своего подзащитного на следствии, озвучив ответы следователя ГСУ МВД по РТ Галимзянова. Согласно озвученным данным, Тришаков исправно приходил на допросы, не пытался скрыться. Напротив, давал подробные и последовательные показания, изобличающие организаторов пирамиды. Помимо этого, Тришаков рассказал даже о тех коллегах, о которых следователи раньше и не слышали. «Это активное способствование раскрытию преступления — смягчающее обстоятельство. И такого человека следствие берет под стражу. Рубит сук, на котором сидит», — возмущался Петров. «Пичугин и целый ряд лиц, где они находятся? Под стражей, может быть? Нет, ваша честь, никто из них не арестован. Они с деньгами благополучно убыли. И следствие особых усилий не прилагает, чтобы вернуть их сюда», — закончил он. Для подзащитного адвокат попросил избрать более мягкую меру пресечения, «хотя бы» домашний арест.
Версия Тришакова: получал угрозы, когда начал предупреждать вкладчиков
Тришаков, когда ему предоставили слово, поведал суду свою историю знакомства с Frendex. Оказалось, что он устроился на работу в компанию в сентябре 2020 года. Все документы и сертификаты, якобы подтверждающие легальность работы, по словам Тришакова, ему предоставил сам Пичугин, сомнений в этом не было. «Моя работа заключалась в том, чтобы в офисе была чистота-порядок», — объяснял свою роль во Frendex Тришаков. Потом он дополнил, что «просто рекламировал компанию».
Первые странности своего нового работодателя он начал замечать, когда в феврале 2021-го сайт сменил домен, появились акции, промоушены. «Я понял, что у компании нет денег», — рассказывал «платиновый директор». В марте того же года Александр уволился из компании, но вот только из его жизни она никуда не делась. По словам Тришакова, еще какое-то время он пытался обзванивать бывших коллег и вкладчиков, объясняя, что компания — пирамида. Но все равно в декабре того года с ним связался Пичугин. Мужчины встретились. «В кафе он (Пичугин — прим. ред.) прямым текстом сказал: „У тебя жена беременна, не дай бог, на перекрестке собьет машина“. После этого я перестал звонить людям, был испуган за свою жизнь и за жизнь жены. Я вел затворнический образ жизни, чтобы в этом больше не участвовать», — расчувствовался мужчина.
«Платиновые директора» и бывшая звезда ТНВ: полиция открыла охоту на зазывал пирамиды Frendex
Верховный суд РТ Тришаков заверил, что был введен в заблуждение и скрываться не пытался, в отличие от сбежавших старших коллег. Не хочет он и оставлять ребенка, которому всего 10 месяцев. «В ноябре увидел первые шаги, как он садится. Я не представляю опасности…» — закончил он.
Выслушав аргументы, судья удалился для принятия решения. Буквально через две минуты вышел и постановил: апелляционную жалобу отклонить. Тришаков останется в СИЗО на срок следствия.
Организаторы Frendex удрали вместе с пирамидой
Что рассказал первый арестант по делу пирамиды Frendex. «Платиновый директор» Александр Тришаков попросился на свободу. Но суд ему не поверил.