Платежи россиян за воду не идут через западные банки и не могут быть заморожены в связи с санкциями, и потому олигархи проявляют интерес к предприятиям ЖКХ в крупных городах. Компания Михаила Фридмана, который то и дело сообщает о выходе из российских активов, претендует на крупную концессию в столице Урала наряду со структурами Виктора Вексельберга и Самвела Карапетяна. Пока миллиардеры присматриваются к активу, «Водоканал» Екатеринбурга сотрясают кадровые скандалы и уголовные дела.
Вслед за Альфа-Банком Михаил Фридман и Петр Авен перестанут быть бенефициарами группы «Альфа Страхование», которой они также владеют через люксембургский офшор ABH Holdings. По данным газеты «Ведомости», страховщика ждёт реструктуризация владения, а не продажа новому собственнику. Если верить источникам, курировать российский бизнес ABH продолжат другие совладельцы «Альфа-Групп» Герман Хан и Алексей Кузьмичев. В марте прошлого года из-за санкций они продали свои доли в офшорном холдинге.
По сути, речь идёт о разделении бизнеса ABH Holdings на российский и зарубежный блоки. Курировать второй из них будут Фридман и Авен, решившие остаться в Лондоне после начала известных событий в феврале прошлого года. Они не теряют надежды выбраться из-под санкций. В марте стало известно о письме в адрес Еврокомиссии, в котором ряд известных российских эмигрантов просит отменить санкции против основателей «Альфа-Групп». Продажа ими бизнеса в России вроде как должна этому поспособствовать. «Сейчас невозможно вести дела и здесь, и там. Мы ждали, что «железный занавес» закроется с нашей стороны, но он более плотно закрылся с той стороны, поэтому бизнес вести и в России, и на Западе невозможно», – пояснил Би-би-си собеседник, близкий к Михаилу Фридману. Впрочем, кое-что у миллиардера в России всё же останется.
Михаил Фридман напрямую, как физическое лицо, продолжает владеть 40,65% «Росводоканала» – крупнейшего в стране частного оператора систем централизованного водоснабжении и водоотведения. На днях компания подтвердила, что готова взять в концессию МУП «Водоканал» Екатеринбурга, борьба за который идёт между олигархами уже три года.
Очередь из миллиардеров
Мэр Екатеринбурга Алексей Орлов рассказал журналистам о своей встрече с президентом Альфа-Банка и членом совета директоров «Росводоканала» Олегом Сысуевым. «Если мы такое решение [о передаче МУП «Водоканал» в концессию] примем, они будут участвовать», — процитировало слова мэра издание Ura.Ru.
К екатеринбургскому «Водоканалу» олигархи буквально выстроились в очередь. Вопрос о концессии регулярно возникает на протяжении последних трёх лет. В конце 2022 года ситуация вокруг коммунального предприятия вновь обострилась – стало известно, что взять МУП в своё управление намерен московский холдинг «Ташир» Самвела Карапетяна. Гендиректор «Водоканала» Евгений Лузгин выступил против концессии, после чего мэр продлил с ним контракт. На фоне этого правоохранительные органы обнаружили в МУПе значительные злоупотребления. Проверка, проведённая по поручению генерального прокурора Игоря Краснова, привела к возбуждению двух уголовных дел.
Впрочем, «Ташир» – не единственный претендент на «Водоканал» в столице Урала. Заключить концессионный договор также рассчитывает АО «Российские коммунальные системы» Виктора Вексельберга. Бизнес-группа «Ренова», контролируемая миллиардером, видимо, решила прочно обосноваться в Екатеринбурге – например, стала спонсором футбольного клуба «Урал», выступающего в премьер-лиге российского первенства.
Для справки: «Водоканал» в Екатеринбурге – предприятие, стабильно генерирующее прибыль. До 2018 года она выражалась миллиардными суммами, позднее исчислялась «всего лишь» сотнями миллионов рублей (в 2022 году чистая прибыль составила 493 млн руб.). Сейчас его «неформальным куратором» считается местный миллиардер, владелец сотового оператора «Мотив» Виталий Кочетков.
В феврале мы предположили, что уголовные дела, возбужденные после прокурорской проверки, приведут к смене руководства МУПа. Так и случилось.
Клубок интриг
Генеральный директор «Водоканала» Евгений Лузгин (человек мэра Алексея Орлова) в начале апреля был смещен с должности и его место занял Антон Гусев, которого считают креатурой Кочеткова. Ранее он, как пишет местная пресса, по заданию мэра «зачищал» предприятие от людей Кочеткова или их влияния. В частности, ставленник бизнесмена Вячеслав Воронков (директор по безопасности) до прокурорской проверки контролировал производственную службу. Но Лузгин переподчинил ее новому заместителю гендиректора Сергею Карякину. Карякин, однако, был уволен сразу же после того, как лишился должности Лузгин (11 апреля), и поговаривают, что это случилось по инициативе Кочеткова.
20 апреля новым гендиректором МУП «Водоканал» стал депутат гордумы Антон Гусев. Едва ли не в этот же день на предприятие пришли с обыском силовики. Отдельные источники предполагают, что это могло быть связано с тем, что несколькими днями ранее аналогичные следственные действия проводились в домах и офисах бизнесмена Александра Горбунова, еще одного человека Виталия Кочеткова.
Экс-руководитель «Водоканала» Лузгин считает, что решение властей города отправить его в отставку – сугубо политическое. Замена руководства предприятия произошла накануне заседания городской думы, которая должна была переформатировать систему городских выборов. Выдвигались версии, что депутаты, которых контролирует Кочетков, могут сорвать принятие решения, поэтому Лузгина якобы «разменяли» на нужное поведение кочетковских думцев. И действительно, принятие поправок в городской устав, отмечают СМИ, «прошло на удивление гладко».
Силовики участвуют в деле вокруг «Водоканала» на нескольких направлениях. Так, в середине апреля ФСБ задержала двух бывших судебных приставов, пытавшихся передать взятку сотруднику ФССП, чтобы тот помог перевести тогда еще гендиректора «Водоканала» Лузгина в статус подозреваемого по одному из возбужденных уголовных дел в отношении предприятия.
Федералы на низком старте
Политолог Александр Белоусов считает, что «Водоканал» передали под полный контроль Кочеткова, но это может быть тактическим ходом, а окончательная судьба предприятия будет решаться после выборов в городскую думу, которые пройдут в сентябре.
Белоусов полагает, что причиной обострения ситуации вокруг «Водоконала» может быть связана не только с предстоящими выборами, но и с намеренной политикой крупных финансово-промышленных групп, также претендующих на предприятие. «Эта суматоха выгодна федеральным игрокам: чем больше будет бардака, перетасовки и перетягиваний одеяла, чем больше Водоканал будет представлять собой камень преткновения, тем больше вероятность, что эта ситуация закончится передачей объекта федералам. Так что в данном случае происходящий хаос может быть в пользу каких-то федеральных структур», – считает эксперт.
На сегодняшний день «Росводоканал» Михаила Фридмана работает в десяти городах: Архангельск, Барнаул, Воронеж, Краснодар, Липецк, Оренбург, Омск, Орск, Тюмень, Южно-Сахалинск. Весьма вероятно, что осенью этот список может пополниться и Екатеринбургом. Выход Фридмана из капитала Альфа-Банка и «Альфа Страхования» многие восприняли, как окончательное прощание миллиардера с Россией. Но ситуация вокруг «Росводоканала» выглядит так, что он не только сохраняет бизнес в нашей стране, но и стремится его приумножить.
КСТАТИ
Компаньон Михаила Фридмана Пётр Авен, продолжает владеть обширными охотничьими угодиями в Архангельской области. Более 4 млн кв. м сельскохозяйственных земель находится в распоряжении ООО «Медведь», где Авену принадлежит 15% капитала. Другие соучредители: лесопромышленник Владимир Буторин (60%), акционер «Альфа-Групп» Герман Хан (15%) и АО «Ростерминалуголь» (10%). СМИ называли ООО «Медведь» закрытым охотничьим клубом, попасть в который можно только по рекомендации постоянных участников. Примечательно, что летом 2022 года прокуратура Архангельской области обратилась в суд с требованием признать ничтожным договор о передаче компании муниципальных земель, однако впоследствии ведомство отказалось от иска.
Ущерб от санкций Фридман смоет водой
Михаил Фридман так активно дистанцируется от России, что готов взять в управление «Водоканал» Екатеринбурга.
09.05.2023