Нефтебазы в Пуровском районе ЯНАО стали причиной крупного скандала, который в условиях сложного для страны времени можно сравнить с диверсией. Бывшие арендаторы нефтебазы – ООО «Элемент» используют нефтебазу ООО «ОТК-Трейд» и извлекают прибыль без оплаты за использование нефтебазы, что среди прочего подтверждается судебными делами из картотеки арбитражных дел, при этом третий год затягивают в судах решение вопроса.
В ход идет все – по всем признакам, аффилированные фирмы ООО «Клиши» и ООО «Прометей», последний из которых зарегистрирован на явных номиналов, пытающиеся обжаловать судебные решения, перевод активов и т.п. В центре конфликта, что подтверждается документами судов, стоит некая Елена Клишина, с которой так или иначе связаны компании – бывшие владельцы и арендаторы.
Предысторией скандала стало громкое уголовное дело о хищении у подконтрольного «Ростеху» «Новикомбанка» кредита в более 7 миллиардов рублей. В ходе расследования собственник базы ООО «ОТК-Трейд» и арендатор нефтебазы ООО «Северная грузовая компания» обанкротились. Нефтебаза с торгов была приобретена ООО «Антанта», и тут начались чудеса: сначала один из участников аукциона, как мы делаем вывод, аффилированная с ООО «Элемент» и ООО «Клиши» компания «Прометей», пытался оспорил его результаты, а затем выяснилось, что ООО «ОТК-Трейд» спешно перед второй процедурой банкротства – конкурсное производство, после введения первой (наблюдение), сдало базы в аренду ООО «Элемент» по долгосрочным договорам. Одним из условий, говорят, был штраф за расторжение за каждый договор в размере 20 лет арендных платежей. Все три фирмы – ООО «Клиши», ООО «Элемент», ООО «Прометей», могут быть аффилированы с Еленой Клишиной — этот вывод исходит из постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу А81-3284/2018 от 02 февраля 2023 года. Получается, «Элемент» продолжает выжимать последнее из нефтебаз, препятствуя деятельности нового законного собственника и арендатора нефтебазы ООО «НГС-Групп». Экономический ущерб от этих схем оценивается в миллиарды рублей, контрагенты отказываются работать в таких условиях – к примеру, «Роспан Интернешнл», прежде главный заказчик услуг нефтебазы, поставил сотрудничество на «стоп». Ряд фигурантов в настоящее время привлечены к уголовной ответственности и осуждены.
Клишина – фигура интересная, с богатым бэкграундом: она была топ-менеджером нескольких банков, замешанных в крупные скандалы с хищением средств, причем один из них – Интеркоммерцбанк – фигурировал в «деле Магнитского». Предполагали, что Клишина может отжимать нефтяные активы в пользу своего экс-патрона, в Бинбанке которого она работала меньше года (2007-2008 гг.), однако уже после талантливая дама больше двух лет трудилась в правлении Национального резервного банка экс-сотрудника КГБ, опального (ныне лондонского, владельца издания Independent) бизнесмена Александра Лебедева. Ушла из НРБ Елена Клишина в 2012 году – в разгар масштабной проверки банка со стороны ЦБ и ФСБ, от которой он уже не оправился. На тот момент банк, кстати, планировал запустить «карту Навального» (Алексей Навальный** включен в список террористов и экстремистов), 1% средств от расходных операций по которой должно было идти на счета ФБК* (признан экстремистским и иноагентом), но к концу 2012 года Лебедев передумал. Это его не спасло, и в 2019 году он окончательно потерял банк.
Следующим местом работы Клишиной стал печально знаменитый Интеркоммерцбанк, где Елена Валентиновна заняла должность советника председателя правления Александр Бугаевского и курировала направления кредитной работы, проблемных долгов и взаимодействия с Банком России. К весне 2012 года «спецоперация» с молдавским ландроматом и выводом через банк 3,2 млрд рублей Hermitage Fund («дело Магнитского») была завершена, однако скандал был в самом разгаре. Банку, тем не менее, удалось просуществовать еще 4 года, и только в феврале 2016-го ЦБ отозвал у него лицензию. В апреле Интеркоммерцбанк был признан банкротом, его долги превышали 86 млрд руб, в кредитном портфеле числились в основном невозвратные займы на сумму около 48,8 млрд рублей (кредитную работу, напомним, курировала Клишина), а следователи обвинили Александра Бугаевского в выводе более 45 млн евро (свыше 3,9 млрд рублей), причем силовики считали, что предправления помогали помощники. Бугаевский не стал дожидаться ареста и бежал за границу. Елена Клишина, судя по ее резюме в сети, ушла из банка только в июне 2016 года.
Интересно, что Клишину в связи с этой историей вообще не упоминали, хотя она была заместителем и советником Бугаевского на протяжении четырех лет. После скандала с Интеркоммерцбанком Елена Валерьевна исчезла с радаров на четыре года, а в 2020 стала соучредителем ООО «Клиши» вместе с некоей Валентиной Семеновной Клишиной. Эта компания вместе с «Элементом» взяла кредит в HORIZON CAPITAL FUND, однако платить по нему не стала и также оказалась в суде – речь идет о взыскании более 15 миллионов евро. В качестве ответчиков вместе с фирмами выступают сама Елена Клишина и ее супруг Дмитрий Евгеньевич Чупров, полный тезка главы юридического департамента «Интерроса». Неудивительно, что и эти судебные процессы тянутся третий год.
Все это время Елена Клишина с, как мы можем сделать вывод, подконтрольными ей ООО «Прометей», ООО «Элемент» и ООО «Клиши» качали деньги из ямальских нефтебаз, с помощью сомнительных схем в тяжелое для экономики страны время, добивая некогда мощное предприятие, при этом до сих пор не особо содействуют деятельности нового законного собственника и арендатора нефтебазы ООО «НГС-Групп». Местные надзорные органы годами закрывали глаза на мутные схемы Елены Клишиной, так что теперь вся надежда на суды, которые должны поставить точку в этой скандальной истории и дать возможность нефтебазам нормально работать.
Клишиной на Ямале еще не заткнули денежную трубу
Скандал вокруг нефтебаз в ЯНАО: кто стоит за мутными номиналами.