Президент Владимир Путин в четверг воздержался от «прямых указаний» «Газпрому» поставлять газ на проектируемый «Роснефтью» в Приморье нефтехимический комплекс для Восточной нефтехимической компании (ВНХК). Сейчас проекту не хватает 2,3 млрд кубометров газа, и «Роснефть» уже давно и безуспешно пытается добиться т «Газпрома» поставок сырья. Публичная апелляция к Владимиру Путину со стороны главы «Роснефти» Игоря Сечина и помощника президента Андрея Белоусова не помогла: глава государства по сути лишь перепоручил Белому дому и своей администрации практически невыполнимую задачу — наладить диалог между госкомпаниями.
Владимир Путин на совещании по вопросам реализации крупных инвестпроектов на Дальнем Востоке поручил правительству и экономическому блоку своей администрации наладить контакт между «Роснефтью» и «Газпромом», чтобы решить проблему нехватки газа для ВНХК «Роснефти». «Прошу эту работу провести между компаниями и добиться решения,— заявил господин Путин.— Но нужно ли “Газпрому” давать прямое указание со стороны правительства сделать то или другое? Я думаю, нецелесообразно». Эта реплика, которая по сути запрещает чиновникам каким-то образом принуждать «Газпром» дать газ ВНХК, стала ответом на предложение помощника президента Андрея Белоусова (возглавляет совет директоров «Роснефти») обсудить поручение правительству о поставках газа на ВНХК. «Оно предполагало срок до 1 марта, но до сих пор не исполнено»,— заметил господин Белоусов.
В свою очередь, глава «Роснефти» Игорь Сечин предупредил, что нежелание «Газпрома» договариваться может поставить проект ВНХК под угрозу: «В связи с отсутствием необходимых решений существует риск срыва плановых сроков реализации проекта, ухудшения его экономических показателей». «Мы никак не можем получить окончательное решение, несмотря на все поручения, которые в адрес основного производителя газа (“Газпрома”.— “Ъ”) были даны»,— жаловался господин Сечин. У ВНХК, по его словам, «не очень большие» потребности в газе — всего 2,3 млрд кубометров, «но “Газпром” предлагает найти ресурсы газа из периметра “Роснефти”», у которой нет таких объемов. Глава нефтекомпании также выразил надежду на «подтверждение в полном объеме финансирования объектов внешней инфраструктуры ВНХК» за счет бюджета.
Сейчас проект ВНХК включает две очереди мощностью 12,5 млн тонн в год по нефти и нефтехимическую часть мощностью 3,4 млн тонн по сырью, идет подготовка к строительству. В «Роснефти» отмечают, что «дальнейшее увеличение мощности будет зависеть от рыночной конъюнктуры». Инвестиции в две очереди могут составить около 794 млрд руб., уточнил в четверг глава Минэнерго Александр Новак. Изначально предполагалось, что в 2020 году запустят производство нефтепродуктов (1,6 млн тонн бензина, 800 тыс. тонн авиакеросина, 6 млн тонн дизтоплива, 2,2 млн тонн нафты, 600 тыс. тонн нефтяного кокса и 400 тыс. тонн сжиженных углеводородных газов), а в 2022 году — нефтехимию (900 тыс. тонн полиэтилена, 700 тыс. тонн полипропилена и 700 тыс. тонн моноэтиленгликоля).
Проблема поставок газа на ВНХК не решается уже несколько лет. «Газпром» уже начал расширение газопровода Сахалин—Хабаровск—Владивосток, но контракта с монополией на поставки газа для ВНХК у «Роснефти» нет. Сахалинский газ давно является предметом борьбы двух компаний, участвующих на острове в двух соглашениях по разделу продукции с иностранными партнерами («Сахалин-1» и «Сахалин-2»). «Газпрому» местный газ в перспективе требуется для строительства третьей очереди СПГ-завода на «Сахалине-2», и монополия не готова отдавать часть сырья. В свою очередь, «Роснефть» без газа не может пока строить собственный СПГ-проект на Дальнем Востоке.
Владимир Путин не поддержал Игоря Сечина
Диалог между «Газпромом» и «Роснефтью» Владимир Путин поручил наладить правительству Дмитрия Медведева.