Как стало известно “Ъ”, в международный розыск объявлен и заочно арестован бенефициар ООО «НПП "Муромский радиоприбор"» Алексей Ковальчук. Он проходит одним из фигурантов в уголовном деле о хищении у ФСБ 153 млн руб. По версии следствия, спецслужба должна была получить уникальные российские установки для поиска терпящих бедствие в океане кораблей, а вместо этого стала обладателем устройств, произведенных Samsung и Japan Radio Company, которые разместили в корпусах от российского производителя. Предполагаемым мошенникам помогли сообщники из военной приемки спецслужбы.
Процессуальный статус бенефициара «Муромского радиоприбора» Алексея Ковальчука обсуждался в 235-м гарнизонном военном суде Москвы. Просить его заочного ареста у судьи Анатолия Толкаченко приехали сразу два полковника — заместитель начальника 1-го отдела ГВСУ СКР, курирующий следствие по делу, и прокурор 3-го управления надзора ГВП. Мотивируя необходимость содержания господина Ковальчука под стражей, представитель следствия пояснил суду, что расследование этого дела, возбужденного еще в 2019 году, успешно продвигалось до тех пор, пока в нем не появились муромские бизнесмены.
Минувшей осенью ГВСУ СКР добилось ареста главного связиста департамента береговой охраны Погранслужбы ФСБ РФ, капитана 1-го ранга Дмитрия Кафтанова, принявшего от имени руководства ведомства партию приборов сомнительного происхождения, и еще одного старшего офицера спецслужбы — главу военного представительства ФСБ РФ, который должен был оценивать качество товара. Тогда же были задержаны и допрошены еще двое фигурантов уголовного дела — гендиректор «Муромского радиоприбора» Святослав Денисов и представитель ООО «Радио-Навигатор», торгующего его продукцией в Москве. Оба коммерсанта признали вину и дали показания против остальных участников предполагаемой группировки расхитителей, поэтому остались на свободе. А вот с двумя попавшими под подозрение бенефициарами завода, которых следствие сочло организаторами и главными выгодоприобретателями от возможно совершенной аферы с деньгами ФСБ, вышла заминка.
Один из них, Максим Нечаев, сразу после возбуждения против него уголовного дела по соответствующей ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере) уехал в Белоруссию. Бизнесмена объявили в федеральный розыск и задержали в его московской квартире. Господин Нечаев пытался объяснить, что выезжал за границу для лечения сына, но все-равно оказался в СИЗО. Там он сразу же раскаялся, признав, что был одним из создателей преступной группы расхитителей и вовлек в нее других.
Тем временем ударился в бега его бывший партнер и второй предполагаемый организатор хищения Алексей Ковальчук, находящийся под подпиской о невыезде и надлежащем поведении. Следствие с запозданием установило, что 7 июня господин Ковальчук на автомобиле Kia пересек границу с Белоруссией на пункте пропуска «Редьки», и следы его затерялись в Европе. Беглеца сразу заочно обвинили и объявили его в международный розыск, но все это время избранная Алексею Ковальчуку следователем мера пресечения не изменялась. Ходатайствовать об его заочном аресте следствие решило перед судом только на днях.
Аргументы представителя ГВСУ СКР и поддержавшего его прокурора в пользу взятия беглеца под стражу были простыми и убедительными. Следователь просто пересказал судье Толкаченко историю побегов и поимок муромских бизнесменов, пояснив при этом, что, оставаясь на свободе, эти люди обязательно найдут способ, чтобы воспрепятствовать расследованию и продолжить свою преступную деятельность. Суд с правоохранителями согласился и заочно арестовал Алексея Ковальчука на два месяца с момента его фактического задержания или экстрадиции в Россию.
Напомним, дело о масштабных хищениях было возбуждено ГВСУ СКР четыре года назад. Тогда же фигурантами расследования стали главный связист береговой охраны и военный представитель. По версии следствия, эти двое с 2014 по 2019 год контролировали поставки пограничникам персональных планшетов под брендом Vega в рамках госконтрактов, заключенных управлением материально-технического обеспечения ФСБ РФ с коммерсантами. Устройства, согласно условиям контракта, должны были обеспечить пограничникам на море так называемую глобальную систему связи при бедствии в районе А4 — зонах, расположенных в Северном Ледовитом океане, в которых полностью отсутствует или затруднена спутниковая, мобильная и радиосвязь.
Планшеты с засекреченными характеристиками, согласно заключенным договорам, производились в «Муромском радиоприборе» и поставлялись через его официального дилера «Радио-Навигатор», поэтому и их цена соответствовала стоимости «новейшей отечественной разработки». За всю партию ФСБ, по данным следствия, заплатила 153 млн руб. При этом назначенная ГВСУ СКР техническая экспертиза установила, что гаджеты собирались на купленных в Китае электронных платах, произведенных корпорациями Samsung и Japan Radio Company. Комплектующие затем просто упаковывались в корпуса с нанесенным на них логотипом муромского завода.
Получить комментарий защитников обвиняемых не удалось. Два опрошенных “Ъ” адвоката отказались обсуждать детали уголовного дела, сославшись на его секретность и данные ими следствию подписки о неразглашении.
Вместо муромских приборов чекистам подсунули японские
Платы в секретных планшетах оказались иностранными, а не отечественными.