Обращение в арбитражный суд Пензенской области поступило еще в июне от правообладателя марки, компании Nemiroff Intellectual Property Establishment, зарегистрированной в Лихтенштейне.
Истец требует запретить холдингу использовать бренд при производстве и продаже алкоголя и признать все действия ответчика после 1 февраля 2022 года нарушением своих прав. Заявление принято к производству, но стороны никуда не спешат. До сих пор они знакомились с материалами дела, а к разбирательству его арбитраж назначил на 2 ноября.
Конфликт между правообладателем и производителем начался сразу после СВО. Nemiroff - украинский бренд, как и небезызвестная Хортиця, основное его производство находится в Винницкой области, компания, по собственным подсчетам, является самым крупным на Украине экспортером водки, снабжая более 80 стран. Но на фоне спецоперации ее продажи существенно сократились. Nemiroff потерял больше половины в 2022 году, 57,1%, экспорт упал до 21,6 млн литра.
Сразу после начала СВО компания заявила, что отзывает лицензию. Гендиректор Nemiroff Юрий Сорочинский заявил, что последним лицензиатом является независимый производитель в Пензе. Но, согласно данным Росаккредитации, с начала 2023 года Объединенные пензенские водочные заводы получили несколько деклараций на выпуск водок и настоек под брендом Nemiroff. Официально пензенский холдинг конфликт с правообладателем марки никак не комментирует.
Сейчас бренд Nemiroff занимает 11 место по продажам среди водочных брендов в РФ и значительный объем производства ОПВЗ, это именно он. Заменить его так, чтобы не потерять покупателей и избежать сходства до степени смешения, будет сложно. Опыт подобной замены все же есть, холдинг Global Spirits, владеющий маркой «Хортиця», тоже отозвал лицензию на выпуск своей водки в России, но местные заводы-производители сумели заменить его, запустив свою марку «Хорта».
Как пояснил директор Ассоциации параллельного импорта Анатолий Семенов, если Nemiroff выиграет суд, придется признавать всю продукцию ОПВЗ под его брендом контрафактной, а значит ее должны изъять и уничтожить. Впрочем, не факт, что правообладатель будет на этом настаивать и судиться еще и с ритейлерами.
Эксперты не исключают, что между российским производителем водки и зарубежным правообладателем бренда могут сохраняться какие-то неформальные договоренности, благодаря которым завод в Пензе до сих пор использовал бренд. Суд может оказаться страховкой рисков, поскольку финансовых требований к ответчику нет, а у Nemiroff есть основания потребовать двойную выручку от продаж своей водки, выпущенной после отзыва лицензии. Впрочем, даже если бы финансовые претензии были, получить эти деньги у истца шансов немного.
Справка «БВ». ООО «Объединенные пензенские водочные» заводы было учреждено в Пенгзе в 2005 году. С 2019 года единственным собственником компании является Людмила Апоян. В состав холдинга входят 2 предприятия, расположенные в Пензенской области, Нижнеломовский и Кузнецкий ликеро-водочные заводы. Предприятия выпускают крепкие спиртные напитки, в том числе водку под маркой «Золотой петушок», «Кузнецкая», «Ломовская», «Русский парламент» и другие, а также многочисленные настойки, ром, виски, вино, алкогольные коктейли, а также большой ассортимент безалкогольных фруктовых напитков и квас. Выручка компании по итогам 2022 года составила 7,2 млрд рублей.
Водку Nemiroff требуют больше не разливать
От холдинга «Объединенные пензенские водочные заводы» требуют прекратить производство водки под брендом Nemiroff.