Экс-заместителя министра топлива и энергетики, а ныне президента компании АО «Евразийский» Станислава Светлицкого задержали в Ростове-на-Дону, а затем отвезли в Москву, где им занялись федералы. Сам по себе эпизод не слишком значительный. Но он связан с одной из самых скандальных историй последних лет в российском бизнесе - о том, как ВЭБ превратился в черную дыру.
Хоть и дурная, но слава
Станислав Светлицкий работал замминистра энергетики в 2008-2010 годах. Ничем особенным на своей должности он не запомнился. Известность к нему пришла чуть позже, когда он вернулся в компанию «Евразийский», откуда уходил перед тем, как заняться благородным делом – службой Родине в правительстве. Правда, слава к нему пришла достаточно сомнительная: Станислав Светлицкий стал фигурантом громкого уголовного дела о мошенничестве в особо крупном размере.
4 года назад в московском аэропорту был задержан зампред Внешэкономбанка Анатолий Балло. Вскоре выяснилось, что инвестбанкира обвинили в хищении кредита ВЭба. Дело в том, что за несколько лет до задержания госбанк выдал своей дочерней компании «Евразийский» 75 миллионов долларов на модернизацию системы водоснабжения в Ростове-на-Дону. Дело очень хорошее, на юге всегда были трудности с водоснабжением. Правда выяснилось, что эффективных менеджеров больше интересовала другая сторона: после некоторых махинаций 14 миллионов долларов из кредита ВЭБа осело на счетах некой оффшорной фирмы. Заодно с Анатолием Балло следователи обвинили и бывшего замминистра энергетики Станислава Светлицкого.
Остановиться на полпути
Что происходило дальше в служебных кабинетах – для широкой публики осталось покрытым тайной. А вот что касается судьбы зампреда ВЭБа, то тут информации хватает. Сначала его отпустили под залог в 5 миллионов рублей (для сравнения, на тот момент украденные 14 миллионов долларов составляли почти полмиллиарда в нацвалюте). А затем последовало не слишком удивляющее сообщение, что уголовное дело против замглавы Внешэкономбанка прекращено. Банкиру вернули сумму залога, а кроме того он получил законное право на реабилитацию и возмещение морального и материального вреда. Более того, Анатолий Балло продолжил работать в ВЭБе и делал это до весны нынешнего года, пока в госбанке не сменилось руководство, которое в свою очередь сменило зампреда.
Информация о Станиславе Светлицком была довольно скупа и ограничивалось одной фразой о том, что другие фигуранты были взяты под подписку о невыезде. Впрочем, российское следствие, как известно, не любит останавливаться на полпути. Через несколько лет проблемы начались у другого участника этой истории. В прошлом году Мещанский суд дал 4 года колонии совладельцу «Евразийского» Сергею Яшечкину, правда, уже за другие аферы. Но подсудимый в это время заболел и оказался в больнице в предынсультном состоянии. Правда, это состояние не помешало ему сбежать из клиники и скрыться от правосудия. Все-таки, как ни крути, в России бизнесом занимаются исключительно мужественные люди.
Один раз – не плохой заемщик
Казалось бы, человек, побывавший в горниле уголовного дела, грозящего многолетний отсидкой, должен что-то в своей жизни поменять. Но, похоже, этот тезис не имеет отношение к Станиславу Светлицкому. Еще до истории с Балло, ВЭБ выдал «Евразийскому» деньги на строительство завода по сжиганию илового осадка в Сочи. Этот проект затевался под Олимпиаду, которую и финансировал Внешэкономбанк. Заодно на деньги ВЭБа было решено построить аналогичное предприятие и в Ростове, а суммарные инвестиции составили около 4 миллиардов рублей. И ведь тоже отличная идея, суть которой в том, чтобы очистить водные артерии городов от грязи.
Но и эти проекты почили в бозе, заводы так и не были построены. Однако деньги исправно получали иностранные субподрядчики строительства, о чем Сергей Светлицкий на голубом глазу 2 года назад поведал донским журналистам. А когда его задержали, местные СМИ выдвинули вполне логичную версию: провал затеи с иловым осадком мог стать причиной возобновившегося интереса правоохранителей к топ-менеджеру. Видимо, одного раза ему показалось мало.
Капля в море плохих долгов
Впрочем, ни для кого не секрет, что огромные средства ВЭБа тратились последние годы, как бы помягче сказать, «неэффективно». Что такое жалкие несколько миллиардов рублей для некогда богатейшей госкорпорации? Ей в прошлом году для спасения потребовалось аж полтора триллиона. Типичная для России история о том, как хотели сделать «банк развития», а получилось то, что получилось.
Кстати, с ростовским бизнесом у Внешэкономбанка вышли особенно теплые отношения. Памятны события с участием местной компании по производству индейки «Евродон», когда был арестован другой высокопоставленный сотрудник ВЭБа Ильгиз Валитов. По данным ФСБ, он пытался получить акции предприятия в обмен на госкредиты.
Дело Станислава Светлицкого вряд ли последнее, связанное с ВЭБом, пыль из госкорпорации, похоже, еще долго будет летать в информационном пространстве. А еще происходящее несколько напоминает очистку компьютера от вирусов с помощью одной из программ. Кстати, у программистов даже есть свой жаргонный термин для этого процесса: «вэбануть». Как, соответственно, можно назвать побежденные вирусы?
Все свободны, до новых встреч
За что полицейские взяли бывшего замглавы Минэнерго Станислава Светлицкого и как это связано с Внешэкономбанком.