Защита главы костромского штаба ПАРНАС Андрея Пивоварова обжаловала его арест в суде, однако заседание было перенесено на завтра: «Почта России» потеряла важные замечания адвокатов. Корреспондент Znak.сom поговорила с сотрудниками штаба и выяснила, что само это дело – набор странных совпадений и случайностей, а изначально во всем виноваты костромские клопы.
Перед залом заседания Костромского областного суда столпилось несколько десятков человек. В центре внимания – оппозиционер Алексей Навальный, приехавший на заседание суда, где обжалован арест руководителя избирательного штаба партии ПАРНАС в Костроме Андрея Пивоварова.
Напомним, Пивоваров был задержан 27 июля в отделении полиции, одновременно с ним был задержан капитан полиции Алексей Никаноров. По версии следствия, Никаноров предоставил Пивоварову доступ к полицейским базам данных, в итоге Пивоварова обвиняют по статье 272 УК РФ «Неправомерный доступ к компьютерной информации» и по статье 33 ч.4 ст. 286 «Подстрекательство к превышению должностных полномочий». Никанорова соответственно обвиняют в превышении должностных полномочий.
Возглавляющий список ПАРНАС на этих выборах в региональное заксобрание Илья Яшин сидит рядом с Навальным.
— Ася, а ты тут какими судьбами? – изумляется он и обнимает невысокую блондинку. Ася Фазулина, Илья Яшин, Андрей Пивоваров знакомы более десяти лет, они все пришли в политику совсем молодыми людьми. В середине нулевых Яшин, тогда возглавлявший молодежное «Яблоко», создал движение «Оборона», задуманное как платформа, которая объединит из разных партий молодежь, желающую перемен в стране.
Судьбы участников «Обороны» сложились по-разному. Кто-то разочаровался в политике, некоторые были вынуждены уехать из страны, опасаясь ареста по «болотному делу», поэтому в зале суда из старых знакомых встретятся только эти трое да Навальный.
Большинство активистов познакомились с Пивоваровым уже после массовых митингов 2011 года, как, например, две сотрудницы костромского штаба ПАРНАС, Полина и Ольга – красивые и совсем юные девушки, причем Полина некогда работала в суде, а Ольга – в полиции.
— Всего неделю назад записала видео с Андреем, я еще тогда подумала, что у него точно все будет хорошо, – показывает мне Полина кадры на телефоне. На видео Пивоваров сидит за рулем и подпевает играющей по радио блатной песне про ментов.
Именно с Полины и Ольги началась цепь случайных совпадений, приведшая к тому, что мы встречаемся с ними возле зала суда.
— Мы сняли в Костроме квартиру на первом этаже, и нас ночью покусали клопы, – объясняет Ольга и показывает на свои ноги. – Надо было срочно ехать в медпункт, Пивоваров нас повез на своей машине. Пока ждал нас, он и познакомился со стоящим в очереди сотрудником полиции.
Илья Яшин поясняет мне, что тогда в штабе уже проходил процесс проверки подписей, задача была – выявить недостоверные.
— Брака у нас было относительно немного, сбор шел довольно легко. Даже два раза подписались женщины из «Единой России». Правда, один раз меня чуть не побили, потому что выяснилось, что до меня по этому дому ходили другие сборщики и люди уже подписались, – рассказывает Ольга.
К сожалению, в ходе проверки выяснилось, что к некоторым сборщикам есть серьезные претензии: сотрудники штаба ПАРНАС по возможности постарались лично обзвонить и обойти квартиры всех подписантов, и начали всплывать несоответствия. Тогда Пивоваров и понял, что несколько десятков подписей надо проверить дополнительно, чтобы решить, подавать ли на сборщика в суд или нет. И тут как раз история с клопами.
Стоит особо отметить, что статья, по которой обвинят Пивоварова, используется обычно в делах против хакеров. Простого ознакомления с базой данных недостаточно для возбуждения уголовного дела, необходимо, чтобы данные начали копировать, изменять или удалять. Более того, по этой статье есть разъяснения Следственного комитета, что для возбуждения дела нужна экспертиза, которой проведено не было. То есть формально в том, что Пивоваров сидел и смотрел на базу, ничего криминального нет. На такой позиции настаивает защита.
Собеседник Znak.com, близкий к силовым структурам, говорит, что Пивоваров был в этом отделении полиции несколько раз и что на этот факт обратила внимание служба собственной безопасности отделения полиции. При этом собеседник не отрицает политического характера дела и отмечает, что кампания в обычно спокойном и тихом регионе вышла крайне грязной: проблемы есть не только у ПАРНАС, но и у других игроков, оппонирующих губернатору.
Тем временем у зала суда становится все больше народу. Алексей Навальный про политику говорить отказывается и отшучивается, что лучше будет обсуждать костромское деревянное зодчество.
Наконец, все заходят в зал суда. В стеклянный «аквариум» заводят Пивоварова. Навальный, Яшин и другие подходят к нему. Пивоваров в очках, он улыбается и приветственно машет всем рукой. Навальный фотографирует его, и видно, что для Пивоварова внимание одного из лидеров российской оппозиции много значит.
— Я вижу, что многие тут уже и так проводят фото- и видеосъемку, хотя для этого нужно решение суда, – делает Навальному замечание судья.
Заседание начинается, однако сразу всплывает важное обстоятельство. Адвокат Пивоварова Гаджи Алиев заявляет, что еще 3 августа отправил по почте в суд существенные замечания к протоколу судебного заседания, однако спустя неделю суд все еще ничего не получил.
Процесс переносится на среду, однако судья дает возможность обеим сторонам заявить все необходимые ходатайства.
Защита отдает суду письмо от известных деятелей культуры, науки, журналистов в поддержку Пивоварова, характеристику от соседей, а также просит приобщить к делу протокол общей ставки Пивоварова и Никанорова, где Никаноров заявляет, что первоначально оговорил Пивоварова под давлением со стороны следственных органов и что тот ни в чем не виновен. Прокурор, напротив, просит приобщить к делу первый допрос Никанорова.
Позже Алиев пояснил Znak.com, в чем суть тех самых существенных замечаний к протоколу, что потерялись на почте.
— В суде я спросил у следователя, какие у него есть факты, основываясь на которых он утверждает, что мой подзащитный может скрыться или оказать давление на следствие. Следователь ответил: «Никаких». Но в итоговом протоколе заседания суда это не отражено, а это очень важно для Пивоварова.
Суд объявляет, что заседание откладывается, а к Пивоварову бросаются знакомые, чтобы успеть сказать ему хотя бы дежурное «Держись». Некоторых, как, например, сотрудницу «Открытой России» Марию Баронову, приставы начинают оттаскивать силой и требуют всех разойтись.
Люди выходят на улицу в некоторой растерянности. Яшин идет рядом с Асей Фазулиной и Навальным. У них остается все меньше друзей, против которых не были бы возбуждены уголовные дела с политической подоплекой.
В субботу ночью Костромской избирком отказал ПАРНАС в регистрации на выборах, предъявив претензии к качеству подписей. Сегодня ПАРНАС обжалует это решение в Центризбиркоме.
«Всё началось с клопов»
В России появился еще один политзаключенный: репортаж из костромского суда.