Олимпийский чемпион Сеула (1988) по спортивной ходьбе Вячеслав Иваненко в интервью «Известиям» поделился мнением о грандиозном допинговом скандале, который разразился вокруг российских ходоков. На этот раз в употреблении запрещенных препаратов были уличены сразу три олимпийских чемпиона — Ольга Каниськина (Пекин-2008), Валерий Борчин (Пекин-2008) и Сергей Кирдяпкин (Лондон-2012).
— Общественность уже перестают удивлять регулярные допинговые скандалы в российском спорте. Как вы восприняли информацию о дисквалификации трех олимпийских чемпионов?
— Конечно, дисквалификации были и до этого, но чтобы в таком количестве и такие имена… Меня это не просто удивило, а ошарашило и шокировало. Даже не верилось, что такое может произойти.
— Как так получается, что на сегодняшний день все олимпийские чемпионы в новейшей истории России, за исключением Елены Николаевой, уличены в применении допинга?
— Подоплеки я знать не могу, поскольку в последние годы практически ни с кем не общался и не встречался. В первую очередь всё зависит от самого спортсмена, а потом уже от тренера. Сложно сказать, кто виноват больше. Тренер обязан знать всё о своем ученике — быть за папу, маму и бабушку с дедушкой. Но могут быть и такие случаи, когда спортсмены употребляют запрещенные препараты без ведома специалистов. Конечно, я не защищаю ни тех, ни других.
— Вас не смущает тот факт, что уже 24 человека попали в так называемый черный список Чегина — ведущего специалиста Центра олимпийской подготовки в Саранске, носящего его же имя?
— Смущает — не смущает, какая разница, когда всё уже произошло? Поезд давно ушел, и уже практически ничего не исправить.
— Тогда каким вы видите будущее российской спортивной ходьбы?
— Изначально была допущена ошибка при формировании единого центра спортивной ходьбы, когда все остальные школы буквально рассыпались. Теперь восстановить всё это будет очень тяжело. Ошибку эту, конечно, допустил не Чегин. Наверняка решение принимало руководство федерации. Они должны были встречаться, обсуждать этот вопрос. Но у нас же всегда сначала делают, а потом думают.
— Как вы можете охарактеризовать Виктора Чегина?
— Конечно, он работяга. Всегда бегает с ребятами на зарядке и на тренировках. Жалко, что итогом многолетней работы являются такие скандалы. Вся эта история плохо отразится на образе и спортсменов, и тренеров. Люди будут ходить и тыкать пальцем, потому что олимпийские чемпионы должны подавать пример всем остальным.
— То есть о квалификации этого специалиста говорить не приходится?
— Может быть, я буду прав, а, может быть, и нет. Судить, наверное, нужно не мне. Но учитывая количество спортсменов, пойманных на допинге, этот тренер не должен работать в сборной. Очень жалко, потому что он воспитал множество олимпийских чемпионов, чемпионов мира и рекордсменов.
— Проблема заключается в том, что все олимпийские достижения спортсменов в итоге перечеркиваются допинговыми скандалами.
— Не нужно забывать, что допинг перечеркивает и судьбу человека. Тренеру, который не знает, чем занимается его ученик, нельзя работать. В Саранске должны не только готовить спортсменов, но и вытирать им нос. Я сейчас занимаюсь именно этим, тренируя детей в возрасте от 8 до 13 лет. Хожу за ними и говорю, что вот это делать нельзя, а это можно. Мне сложно представить, что можно заставить ученика что-то съесть или вколоть. Вероятнее всего, это происходит по согласию или незнанию.
— После дисквалификации Елены Лашмановой Российское антидопинговое агентство (РУСАДА) инициировало расследование в отношении саранского центра подготовки. Непонятно одно — почему в результате проверки был дисквалифицирован не тренер, а директор центра.
— Согласен. Отстранить от работы руководителя центра — неправильно. Всё нужно начинать с тренеров. Директор руководит питанием, отъездом-приездом. Он тут ни при чем, и это большая ошибка.
— При этом на место директора центра с условием «усилить антидопинговую работу» была назначена Ольга Каниськина. Теперь, по словам министра спорта Виталия Мутко, бывшая спортсменка будет отстранена от занимаемой должности.
— Пусть руководство рассуждает о том, кого и куда назначать. Каниськина мне однажды сказала, что я безбашенный. Теперь я могу ей адресовать то же самое.
— Странным кажется и тот факт, что заговорили об отставке президента Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) Валентина Балахничева, тогда как тренер, чьи спортсмены неоднократно были уличены в применении допинга, спокойно продолжает работать.
— Сколько видов спорта входит в ВФЛА? Как может Балахничев уследить за всем? Он же не всемогущий. То же самое можно сказать и о Чегине. Может быть, он и не знал о применении допинга или существовании тех или иных препаратов. Не могу понять, почему спортсмены, употреблявшие допинг в 2009 году, были дисквалифицированы только шесть лет спустя. В то же время сложно уследить, как регламентируются препараты. Вчера употребляли одно, завтра оно уже запрещено. Мне трудно объяснить многие вещи. Часто спрашивают, чем я кололся, что ел, когда тренировался. Капусту в Сибири ел.
— Современный спортсмен может обходиться без фармакологии?
— Конечно, может. Если у человека есть данные и он хочет тренироваться и чего-то достичь, то у него всё получится. Могу сказать за себя, что, кроме положенных витаминов, которые нам выдавали, ничего никогда не принимал. До сих пор надо мной смеются, как я выигрывал на тещином варенье с чаем и бананах во время соревнований.
— Вы прописываете витамины своим ученикам?
— Витамины могут прописывать только доктора, работающие в спортивной школе. И только в редких случаях, когда ребенок, например, заболел. В таком возрасте витамины не нужны. Нельзя приучать детей к этому. Меня просто шокируют новости, когда молодые ребята попадаются на допинге.
— В каком возрасте начинают применять допинг?
— Я не употреблял, поэтому не знаю. На чемпионате мира в Москве на дистанции 50 км вторым пришел молодой парень (Михаил Рыжов. — «Известия»). Я был на стадионе и не мог поверить своим глазам. Мне кажется, что в таком возрасте (21 год. — «Известия») пройти такую дистанцию вторым просто невозможно.
— Елена Лашманова выиграла золото Лондона в 19 лет.
— В таком возрасте ты просто не можешь быть готов функционально и психологически. Может быть, конечно, они стрельнули на эмоциях. Но до меня просто не доходит, как это возможно.
— Немецкие журналисты в нашумевшем фильме про допинг в России утверждают, что в федерации есть человек, который буквально раздает спортсменам различные препараты.
— Я смотрел этот фильм. Но про раздачу допинга не знаю. Никогда не видел и не слышал. Если действительно так, то это абсурд. Нужно быть без мозгов, чтобы заниматься подобным.
— Чаще всего спортсменов временно отстраняют от соревнований за применение допинга. Есть ли смысл в ужесточении дисквалификации вплоть до пожизненного лишения права участия в соревнованиях за любое употребление запрещенных препаратов?
— Ужесточение быть должно, чтобы спортсмены и тренеры задумывались. Но я не знаю, кто должен нести эту ответственность в большей степени, спортсмены или тренеры. Не надо падать духом. Ходьба поднимется и будет развиваться в правильном русле.
Вячеслав Иваненко: «Чегин не должен работать в сборной»
Олимпийский чемпион по спортивной ходьбе считает не случайным, что большинство участников многочисленных допинговых скандалов — воспитанники саранского Центра олимпийской подготовки.