После начала «спецоперации» и введения уже семи пакетов санкций было задержано или арестовано 16 суперъяхт, которые, как считают на Западе, принадлежат российским бизнесменам и госслужащим. Яхтам, которые связывают с владельцами из России, отказывают в стоянках, обслуживании и бункеровки топливом, отзывают страховки и регистрации. Все это вынуждает состоятельных россиян искать новые юрисдикции для своих яхт, одной из которых на сегодня остается Россия и ее флаг на корме.
Власти ЕС, Британии и примкнувшие к ним страны должны замораживать все активы подсанкционных лиц на своей территории, а власти США при нарушении санкционного режима могут даже арестовать то или иное имущество. Так, к примеру, произошло с 78-метров яхтой Tango основателя «Ренова» Виктора Вексельберга и с 106-метровой Amadea, чьим бенефициаром американские власти считают сенатора Сулеймана Керимова.
Части суперъяхт удалось спастись благодаря отключению транспондеров — устройств для отслеживания их местоположения. К примеру, 140-метровая Ocean Victory совладельца ММК Виктора Рашникова отключила транспондер 1 марта у берегов Мале и затем «всплыла» в Дубае. Яхта Pacific председателя правления «Новатэк» Леонида Михельсона исчезла с радаров в Карибском море в середине марта, а объявилась уже в июне — у берегов Турции.
Кто-то сработал на опережение. Так яхта Graceful, прибывшая в сентябре 2021 года в Гамбург для ремонта и модификации (на судне должны были появиться дополнительные балконы и расширена плавательная платформа), 10 февраля срочно покинула Германию до завершения работ и направилась в Калининград.
Спасение яхт от ареста — только одна из множества проблем, с которыми столкнулись их подсанкционные владельцы. «У 90% яхт, принадлежащих российским владельцам, были английские управляющие компании, — рассказывает генеральный директор Orca Group Евгений Ижевский. — Эти же компании лоббировали свои интересы, поэтому и выбирались для регистрации юрисдикции, подконтрольные Британии (так называемое семейство Red Ensign, к которому относятся такие популярные для регистрации яхт юрисдикции, как Каймановы острова, Британские Виргинские, острова Гернси и Джерси. — Forbes), британские страховщики, британские телекоммуникационные компании и британские системы картографии». После 24 февраля многие владельцы яхт получили от управляющих уведомления о прекращении работы, после чего отключались системы навигации и отзывалась страховка. Без действующего страхового полиса судно не имеет права перемещаться между странами и портами.
Столкнувшись с этим, владельцы суперъяхт были вынуждены искать новые юрисдикции. Стран, желающих их принять, особенно когда речь идет о попавших под санкции, немного, говорит знакомый владельца суперяхты, вынужденно перерегистрировавшего свое судно.
Одним из решений проблем стала регистрация яхт в России. Самым ярким примером здесь является 142-метровая Nord совладельца «Северстали» Алексея Мордашова. До введения санкций против миллиардера судно было зарегистрировано на Каймановых островах, сейчас яхта ходит под русским флагом.
Сегодня отечественная «прописка» имеет очевидные плюсы. При определенном типе регистрации отсутствуют таможенная пошлина и НДС при оформлении ввоза, а также косвенные эксплуатационные налоги, говорит Ижевский. Но и с российской регистрацией часть проблем остается: европейские порты зачастую отказывают связанным с Россией судам в стоянке, а турецкие увеличивают цену на свои услуги вдвое, говорят собеседники Forbes на яхтенном рынке. Какие суперъяхты сейчас ходят под российским флагом — в материале Forbes.
При написании статьи использовались ресурсы MarineTraffic, VesselFinder, MyShipTracking.
Яхты миллиардеров причалили к родным берегам
Какие суперъяхты сейчас ходят под российским флагом и почему.