Австрийский Raiffeisen Bank International консолидировал 6,09% акций «Татнефти». Сделка состоялась еще 8 мая, однако информацию об этом компания обнародовала только в конце прошлой недели. По мнению экспертов «БИЗНЕС Online», появление такого солидного долгосрочного акционера — позитивный сигнал для других инвесторов. С другой стороны, загадкой остается фигура продавца.
АВСТРИЙЦЫ — КРУПНЕЙШИЙ АКЦИОНЕР ПОСЛЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РТ
Raiffeisen Bank International получил контроль над 6,09% акций «Татнефти», говорится в сообщении компании, опубликованном в минувшую пятницу вечером. Сделка состоялась 8 мая, и по ее итогам пакет бумаг «Татнефти» находится у банка в прямом самостоятельном распоряжении (а не в номинальном держании).
Сразу сделаем важную оговорку: не факт, что австрийский банк единовременно купил все эти бумаги. Каким пакетом банк владел раньше (и владел ли вообще), компания не раскрывает. Но не исключена возможность, что Raiffeisen уже являлся собственником некой доли в «Татнефти» и сейчас только нарастил ее (а поскольку стал владельцем более 5% компании, то обязан уведомить об этом факте других акционеров). В российском представительстве банка нас переадресовали в головной европейский офис, однако на момент сдачи материала «БИЗНЕС Online» ответа на свой запрос не получил. Не дала комментариев и сама «Татнефть».
Тем не менее отныне точно известно, что европейские финансисты владеют 132 701 714 голосующих акций крупнейшей компании Татарстана. Средний курс бумаги 8 мая составлял 302 рубля за штуку, таким образом, по рыночной цене пакет можно было оценить в 40,08 млрд. рублей. Сегодня такой пакет стоит 39,33 млрд. рублей при цене обыкновенных акций «Татнефти» 296,4 рубля за бумагу. Однако при существенных объемах сделки биржевая цена может учитываться лишь как ориентир, к которому могут применяться как премия, так и дисконт.
Согласно списку аффилированных лиц, на 1 апреля министерство земельных и имущественных отношений Татарстана через ОАО «Связьинвестнефтехим» владело 32,5% акций нефтекомпании. Еще 56,2% бумаг «Татнефти» находились в номинальном держании небанковской кредитной организации Национальный расчетный депозитарий, то есть находились в свободном обращении.
Гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов, комментируя структуру акционеров компании в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online», заявил следующее: «Основным нашим акционером является Республика Татарстан, она владеет 33 процентами. 2 - 3 процента акций имеет ТАИФ. Что касается западных акционеров, то те, с кем встречался лично я, — это настоящие американские фонды. И я не видел владельцев больших консолидированных пакетов, у которых было бы 5 - 10 - 20 процентов. Это небольшие пакеты акций в различных фондах».
Действительно, согласно данным на сайте «Татнефти», по итогам 2013 года в реестре ее акционеров было зарегистрировано более 45 тыс. акционеров. При этом география акционеров охватывает территорию России (основная доля), Северную Америку, Австралию, Европу и Азию.
Однако получается, теперь владелец консолидированного пакета свыше 5% все-таки появился. Raiffeisen Bank International AG – крупная банковская группа со штаб-квартирой в Австрии. Общий объем активов оценивается в 122 млрд. евро. По итогам первого квартала 2015 года капитализация RBI составляла 3,814 млрд. евро. Согласно годовому отчету банка за 2014 год, в нем работает около 52 тыс. сотрудников, в 2,9 тыс. подразделений обслуживается 14,8 млн. клиентов.
RBI на 78% принадлежит незарегистрированной на бирже Raiffeisen Zentralbank group, которая, в свою очередь, подконтрольна 8 провинциальным австрийским банкам, известным как земельные сберегательные банки. Земельные банки принадлежат сотням небольших кооперативных банков Raiffeisen, формирующих систему Raiffeisen.
Первое представительство Райффайзенбанка в Росcии было открыто в 1996 году. Именно тогда австрийская финансовая группа с одноименным названием обратила свое внимание на Россию. В 2007 году группа приобрела российский Импэксбанк и с тех пор входит в тройку крупнейших иностранных банков, работающих в стране.
АКЦИИ ПРИПЛЫЛИ ИЗ ОФШОРА?
Помимо покупателя особый интерес вызывает фигура продавца акций «Татнефти». Но, к сожалению, списки аффилированных лиц ответить на этот вопрос не могут.
Однако обращает на себя внимание то, что сделка совершена в преддверии ввода с 1 июня в действие закона об обязательном декларировании «офшорных» активов. Кто-либо из негласных акционеров «Татнефти», мог избавиться от пакета, так сказать, «выйти в кэш», чтобы не светить эту связь перед федеральными властями.
В то же время, поговорка Sell in May and go away не теряет актуальности, так что продать акции могли и профессиональные игроки, особенно те, кто решил нагреться на росте доходностей европейских бондов в мае.
Акции «Татнефти» представлены на российском и международном фондовых рынках.
По объемам торгов на российской и лондонской фондовых биржах «Татнефть» занимает устойчивое четвертое место среди российских нефтяных компаний. Депозитарные расписки компании также включены в листинг Лондонской фондовой биржи, где годовой объем торгов бумагами «Татнефти» превышает 2,5 млрд. фунтов.
Надо сказать, что, помимо высокой ликвидности, акции «Татнефти» в настоящее время могут представлять интерес для инвесторов в преддверии выплаты дивидендов. Ранее совет директоров «Татнефти» рекомендовал общему годовому собранию акционеров выплатить дивиденды в размере 10,58 рубля на акцию. Как отмечается в материалах компании, выплата дивидендов по привилегированным и обыкновенным акциям «Татнефти» предлагается в размере 1058% к номинальной стоимости бумаг.
Ранее компания сообщала, что в связи с ростом чистой прибыли на дивиденды по привилегированным акциям за 2014 год может быть направлено 1,561 млрд. рублей против 1,214 млрд. рублей годом ранее.
Отметим, что «дедлайн» для определения лиц/лица, имеющих право на получение дивидендов по результатам 2014 финансового года, истекает через полтора месяца – 15 июля, так что сделка в этом смысле совершена своевременно.
С другой стороны, можно предположить, что инвестиции Raiffeisen Bank носят не короткий, спекулятивный характер, а рассчитаны на перспективу, с прицелом на стабилизацию и даже рост цен на нефть, и, как следствие, дальнейшее подорожание бумаг нефтекомпаний.
«СТАВКА НА ОДИН ИЗ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫХ НЕФТЕГАЗОВЫХ АКТИВОВ РФ»
Антон Сороко – аналитик ИХ «Финам»:
– На сегодняшний день данный пакет акций «Татнефти» оценивается рынком примерно в 40 миллиардов рублей. Полагаем, что для нефтяной компании эта сделка выглядит позитивным событием – вхождение в капитал крупного банка с западным капиталом может стать сигналом для иностранных инвесторов о том, что российский рынок становится интересным для крупных институциональных инвесторов.
Да и для привлечения внешнего финансирования такое изменение акционерного капитала также выглядит весьма интересным. Учитывая низкую волатильность данного актива и существенную сумму вложений, вряд ли можно считать эту покупку спекулятивной, думаю, что приобретение долгосрочное, ставка делается на один из наиболее привлекательных нефтегазовых активов РФ. Если сделка была совершена не сильно выше рынка, то данное вложение, безусловно, можно считать хорошим вложением средств, особенно в долгосрочной перспективе.
Сергей Козловский – руководитель аналитического отдела GrandCapital:
– Деятельность «Татнефти» станет более прозрачна для Райффайзенбанка, а следовательно, и финансирование проектов может быть более привлекательным и стабильным. Что касается вопроса об удачности входа, в большей степени стоит рассматривать эту сделку не как спекулятивную, а инвестиционную, хотя и первая идея реализована весьма своевременно на фоне коррекции в нефтегазовом секторе фондового рынка.
«СТОИМОСТЬ ПАКЕТА МОГЛА СОСТАВИТЬ 60 - 65 МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ»
Анна Кокорева – аналитик «Альпари»:
– По нашим оценкам, стоимость пакета могла составить 60 - 65 миллиардов рублей. На деятельности «Татнефти» это приобретение никак не отразится, в целом же интерес Райффайзенбанка – позитивный сигнал и пример для иных иностранных инвесторов.
Думаю, у банка долгосрочный интерес к «Татнефти». За последний год ее акции демонстрировали позитивную динамику и были сильнее рынка. В начале этого года котировки скорректировались и сейчас консолидируются. Отчетность компании за первый квартал 2015 года можно оценить как негативную несмотря на рост выручки: снижение чистой прибыли стало неожиданность для рынка. В целом мы предполагаем, что акции «Татнефти» уйдут на вторую волну коррекции и могут снизиться до отметки 265 - 270 рублей, после чего начнут свое восстановление. Сейчас цена на актив низкая, и это удачный момент для приобретения акций компании.
«КАКАЯ РАЗНИЦА, КТО БУДЕТ ВЛАДЕЛЬЦЕМ АКЦИЙ, ОФШОР ИЛИ БАНК?»
Михаил Хазин – экономист, публицист, телеведущий, член Изборского клуба:
– Доля в 6,09 процента не дает Райффайзенбанку стратегически важного контроля над «Татнефтью». Эта сделка может быть расценена как внушительная по затраченным суммам, но не по своим последствиям. Даже если предположить, что за банком стоит какой-то крупный российский чиновник, который в преддверии вступления в силу закона о деофшоризации экономики пытается сохранить свое имя в тени, спрятав его за банковской спиной, это ничего не меняет. Какая разница, будет ли владельцем акций офшор или Райффайзенбанк? Западные суды при возникновении споров, выходящих за пределы РФ, всегда будут защищать иностранцев.
Другое дело, как нам вообще избавиться от влияния иностранного капитала в российской экономике? Как это сделать технически? Можно, к примеру, принять закон, обязывающий любую компанию, которая владеет в нашей стране недвижимостью или лицензией на разработку месторождения, иметь российскую юрисдикцию. Но это невозможно сделать в пожарном порядке, потребуется время.
«НЕ РЕКОМЕНДУЮ ДОПУСКАТЬ В ЭКОНОМИКУ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ»
Валентин Катасонов – доктор экономических наук, профессор кафедры международных финансов МГИМО:
– Райффайзенбанк, купивший акции «Татнефти», входит, по моим сведениям, в сферу влияния Ротшильдов. Причем в прошлом году он, согласно статистике Центробанка, получил в России очень хорошую прибыль, несмотря на объявленные экономические санкции. Часть этой прибыли наверняка пошла на покупку акций «Татнефти».
На фоне экономической войны с Западом я бы настоятельно не рекомендовал допускать иностранных инвесторов в российскую экономику. Почему стратегически важные производства РФ не должны находиться в руках иностранцев, мне кажется, не надо объяснять. Самый первый пример, наглядно показывающий, к чему это может привести, – блокировка платежных систем Visa и MasterCard после первой же недели экономических санкций. Хотя Visa и MasterCard – это российские компании, они подчиняются законам РФ, но они «дочки» по отношению к международным платежным системам. Поэтому для них приоритетнее команды, идущие из-за рубежа, чем команды, идущие из Москвы.
Вообще, это очень больная тема в свете укрепления обороноспособности России. Недавно я присутствовал на заседании в комитете по оборонной политике Госдумы и слушал бодрые доклады о том, как сокращается степень зависимости от иностранных поставок, как увеличивается уровень локализации производства. Но когда я спросил, от кого идут комплектующие для нашей оборонной сферы, выяснилось, что от тех же компаний с иностранным участием. Таким образом, руководители оборонных предприятий признали, что ситуация далеко не благополучная.
Зачем Raiffeisen Bank прикупил «Татнефти» на 40 млрд. рублей?
Эксперты "Бизнес online" рассуждают, связана ли продажа акций банку из "сферы влияния Ротшильдов" с законом о деофшоризации.