Трубный завод «Газпрома» стал участником серии крупных конфликтов со структурами НК «Роснефть». В частности, ключевой добывающий актив – «РН-Юганскнефтегаз» – обвинили в миллиардных убытках в виде упущенной выгоды. Сформированы они, по мнению «Газпром трубинвест», судя по всему, были из-за неисполнения нефтяниками обязательств по заказу продукции на 45 миллиардов. Причем несколько лет назад предприятие из Костромской области уже фиксировало такие проблемы, указывая на последствия в виде снижения выручки от реализации и уменьшения объемов продаж в натуральном выражении. В отчетности подчеркивалось, что из минимально гарантированных с учетом опциона более 70 тыс. тонн трубной продукции было выбрано чуть более 10. Тогда, как утверждали представители завода «Газпрома», смягчить ситуацию удалось замещением «отказных» объемов НК «Роснефть» заказами других покупателей. В текущем споре, впрочем, «Газпром трубинвест» не смог убедить первую инстанцию в необходимости взыскания убытков. Теперь наблюдатели не исключают нового витка конфликта, а трубники в судах взыскивают средства по другим обязательствам с «РН-Юганскнефтегаз» и «РН-Снабжение».
Арбитражный суд ХМАО отказал АО «Газпром трубинвест» (ранее «Газпромтрубинвест»; 99,9% принадлежит ПАО «Газпром») во взыскании с ООО «РН-Юганскнефтегаз» более 4,6 млрд рублей. В соответствующую сумму «Волгореченский трубный завод» «Газпрома» оценил убытки в виде упущенной выгоды, возникшей при исполнении договора поставки материально-технических ресурсов от 2017 года.
Как удалось выяснить «Правде УрФО», речь в конфликте идет о соглашении на 47,2 млрд, в рамках которого «Газпром трубинвест» должен был поставить трубы обсадные бесшовные стальные и трубы обсадные и насосно-компрессорные, используемые для бурения нефтяных или газовых скважин, сварные наружным диаметром не более 406,4 мм, стальные. Датой окончания исполнения договора значится 31 декабря 2017 года, при этом в закупке указывается приобретение труб на 2020-2022 годы.
Уточним, ранее издание сообщало о серии крупных закупок «Роснефти» в 2017 году объемом в сотни миллиардов рублей. Однако впоследствии нефтяники стали отказываться от продукции партнеров. Это косвенно подтверждается и ходатайством завода «Газпрома» о назначении финансово-экономической экспертизы по вышеописанному конфликту.
Так, «Газпром трубинвест» предлагал поставить перед экспертами вопросы о возможном размере дохода, неполученного компанией в период с 2018 по 2022 год, в связи с неисполнением «РН-Юганскнефтегаз» обязательств по заказу трубной продукции, а также о размере разумных расходов в этот же период, которые завод бы понес при «обычных условиях гражданского оборота для получения дохода от производства и реализации трубной продукции». Третьим вопросом значился размер упущенной выгоды в связи с неисполнения ответчиком обязательств по заказу.
Добавим, проблемы с «Роснефтью» у компании фиксировались еще в 2018 году. «Снижение выручки от реализации продукции на 6,1% в сравнении с 2017 годом и на 2,9% в сравнении с планом обусловлено уменьшением объемов продаж в натуральном выражении по причине отказа ПАО «НК «Роснефть» от размещения заказа на 94,2 тыс. тонн, заявленного на 2018 год в рамках действующего долгосрочного соглашения», – следует из годового отчета завода «Газпрома».
В документе также указывалось, что из минимально гарантированных с учетом опциона 75,4 тыс. тонн трубной продукции в течение 2018 года было выбрано только 10,2 тыс. тонн, а менеджменту пришлось заниматься замещением «отказных» объемов продукции заказами других покупателей, чтобы минимизировать последствия.
При этом НК «Роснефть» была центральным клиентом завода «Газпрома». Как указано в отчете, всего в 2018 году общество отгрузило различным покупателям 276 тыс. тонн стальных труб – в адрес дочерних обществ «Роснефти» было отгружено 52%. На долю предприятий ПАО «ЛУКОЙЛ» пришлось 16% от общего объема, на долю АО «Сургутнефтегаза» – 10%.
Собеседники издания на рынке отмечают, что длинные контракты значительным объемом в тот период, вероятно, были связаны с большими амбициями «Роснефти» в части освоения месторождений. «Еще один возможный момент – подстраховаться от роста цен на металлургическую продукцию. Тогда металлурги достаточно неплохо себя в этом плане чувствовали. При этом для отказа от продукции должны были быть какие-то весомые причины», – отмечает источник издания.
Другой собеседник, детально знакомый с работой трубников, говорит о двух версиях причин отказа от продукции. «Надо понимать, что трубный рынок очень узкий, и есть минусы долгосрочных соглашений. Например, решения о заключении принимались одними людьми, заинтересованными в этом подрядчике, а потом установки сменились, и к продукции сразу стали возникать вопросы. Вторая причина может быть связана с качеством. Сварные трубы имеют риски по шву, если не до конца соблюдать технологии, могут возникнуть проблемы», – рассуждает собеседник издания.
Добавим, иск на 4,6 млрд – не единственный конфликт «Газпром трубинвест» со структурами «Роснефти». Так, сейчас в арбитраже ХМАО рассматривается иск завода «Газпрома» все к тому же «РН-Юганскнефтегаз» на 157 млн. Как следует из документов, недавно нефтяники выдвинули встречные претензии по делу. Кроме того, «Газпром трубинвест» требует взыскать с «РН-Снабжение» 61 млн неустойки по договору поставки трубной продукции, а актив «Роснефти» настаивает на встречных претензиях в 27 млн.
Завод «Газпрома» пытается развести актив «Роснефти» на очередные миллиарды
Новые претензии зашли в суд. Суд не увидел упущенной выгоды предприятия газовой монополии.