Земли Минобороны в Краснодарском крае на сумму около 18 миллиардов рублей были незаконно переданы частным девелоперам, а решения принимала администрация города во главе с Владимиром Евлановым, который сейчас является депутатом Госдумы. Нарушения вскрылись в ходе совместной проверки ведомств Сергея Шойгу и Александра Бортникова, но собравший оперативные материалы сотрудник ФСБ оказался на скамье подсудимых, благодаря застройщикам, пойманным на нарушениях. Причем провокацию для чекиста подготовил его же коллега из регионального ФСБ, который сегодня продолжает службу.
В рубрику ПАСМИ “Сообщить о коррупции” обратился бывший сотрудник краснодарского УФСБ Юрий Любин. В 2013 году он участвовал в межведомственной комиссии Минобороны и Федеральной службы безопасности, которая зафиксировала незаконную передачу нескольких тысяч гектаров земель военного ведомства. Территории, отчужденные чиновниками городской администрации в пользу владельцев строительных компаний, до сих пор не возвращены министерству Сергея Шойгу, а участники теневых схем не понесли ответственности. Подробности — в письме экс-чекиста.
Предприимчивый депутат
«В 2013 году Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений Минобороны провело ряд проверок законности использования военных земель в городе Краснодаре. В частности, изучался вопрос правомерности передачи территорий под застройку многоэтажными домами в зоне полосы взлета и посадки военных самолетов аэродрома «Краснодар-Центральный». К проверочным мероприятиям также были привлечены сотрудники военной контрразведки отдела ФСБ РФ в/ч 95981.
В ходе этих мероприятий были выявлены и задокументированы факты незаконного отчуждения в пользу коммерческих структур имущества и земельных участков Министерства обороны на общую сумму более 18 миллиардов рублей, что отражено в акте проверки от 22.02.2013 года. Причем, 18 миллиардов — это предварительная оценка ущерба. Фактическая сумма может быть гораздо выше, так как по каждому земельному участку и объекту, указанному в акте, надо было проводить дополнительную оценку, а этого не было сделано.
В 2013 году я занимал должность старшего оперуполномоченного отдела ФСБ в/ч 95981, и по приказу начальника УФСБ РФ по объединениям Дальней и Военно-транспортной авиации генерал-майора Белоусова Александра Игоревича вел оперативные материалы этой проверки. Кроме того, в мои задачи входило истребование документов из различных организаций.
Схема, по которой выводились земли Минобороны, в общем виде выглядела следующим образом — участок формировался заинтересованной коммерческой структурой и оформлялся в администрации города Краснодар как муниципальная земля, а затем администрация сдавала его в аренду той же заинтересованной структуре.
Они в курсе:
— руководитель УФСБ по Краснодарскому краю Сергей Захарихин
— прокурор Краснодарского края Сергей Табельский
— руководитель СУ СКР по Краснодарскому краю Вадим Бугаенко
— председатель Краснодарского краевого суда Алексей Шипилов
При этом все документы по изъятию и дальнейшей передаче земель готовили должностные лица администрации Краснодара. Распоряжения по всем вопросам давал бывший глава администрации Евланов Владимир Лазаревич. В настоящее время он — депутат Государственной Думы РФ от “Единой России” по Краснодарскому одномандатному избирательному округу, член комитета по экономической политике и предпринимательству.
Самострой на аэродроме
На 2013 год наиболее активным пользователем неправомерно отчужденных земель Минобороны РФ являлось ООО «Новер», гендиректором которого был Валерий Остапенко. Компания “Новер” получила в аренду более 3 гектаров земель МО. Земли располагались в зоне полосы воздушных подходов — около 400 метров от полосы взлетов, что отражено в акте. На этих приаэродромных территориях ООО «Новер» развернуло строительство двух ЖК — «Валентина» и «Южный».
В ходе проверки выяснилось, что схема, в результате которой к ООО «Новер» отошли земли Минобороны, тянется с 2005 года, когда руководство Краснодара согласовало для застройщика площадку для размещения жилых домов (постановление № 534 от 03.03.2005). Кадастровая стоимость этой земли, незаконно изъятой из собственности МО, в 2008 году составляла более 862 миллионов рублей.
Арбитражный суд Краснодарского края, начиная с 2008 года, неоднократно признавал действия администрации города Краснодар по использованию имущества и земель МО РФ незаконными, но земли оставались во владении «Новер».
Этот факт и был задокументирован в ходе совместной проверки Северо-Кавказского управления имущественных отношений Минобороны и военной контрразведки в 2013 году. Акт был направлен из в/ч 95981 в УФСБ по Краснодарскому краю, в военную прокуратуру и Военно-следственный отдел Краснодарского гарнизона для совместной проверки деятельности администрации Краснодара по отчуждению земель МО в пользу коммерческих структур. Кроме того, оперативные материалы были предоставлены в распоряжение УБЭП ГУ МВД по Краснодарскому краю.
В августе 2014 года я был отправлен на пенсию, при этом проверка фактов, отраженных в представленных мною документах, продолжалась. Но в 2015 году она сошла на нет, поскольку я стал жертвой провокации со стороны главного фигуранта проверки — директора ООО «Новер» Валерия Остапенко.
Товарищеская провокация
Провокацию Остапенко организовал с помощью подполковника УФСБ по Краснодарскому краю Якубы Евгения Михайловича. Позже Остапенко подтвердит на суде под протокол, что Якуба является его родственником, но степень их родства мне неизвестна.
Евгений Якуба вышел на меня в начале марта 2015 года через моего бывшего руководителя — полковника Игоря Шевченко, который ранее возглавлял отдел ФСБ в/ч 95981. Якуба сказал, что хочет помочь своему родственнику, который занимается стройкой. И только при личной встрече, я понял, что речь идет об Остапенко.
Ситуацию мне преподнесли следующим образом. Якобы предпринимателю нужно согласовать в летном училище проектную документацию по высотности жилых комплексов, и ему требуется консультация специалиста, который бы мог проверить правильность оформления бумаг. В качестве такого специалиста Якуба предложил выступить мне.
Поскольку возведение домов проходило в полосе воздушных подходов к военному аэродрому, то без согласования с Краснодарским высшим военным авиационным училищем строительство высотных зданий, действительно, было невозможно. Я знал об этом, и не увидел подвоха в этом предложении. Тем более, что Остапенко в этом вопросе представлял интересы фирмы «СК «Девелопер», а не компании «Новер», и документация касалась домов, которые не фигурировали в проверке по землям Минобороны в 2013 году.
Однако, подвох в этом предложении был. Как выяснилось позже, Остапенко и Якуба сообщили учредителю компании «СК «Девелопер» Эдуарду Коваленко, что я являюсь действующим сотрудником ФСБ, который имеет влияние на руководство летного училища, и за согласование документации вымогаю взятку в 3 миллиона рублей.
8 апреля 2015 года Якуба организует мою встречу с Остапенко и Коваленко. На эту встречу и Остапенко, и Коваленко приходят со спецтехникой ФСБ для проведения ОРМ. На полученной аудиозаписи, кстати, четко слышно, как я говорю, что пришел на встречу по просьбе Якубы и не беру за свою помощь денег, а предпочитаю коньяк.
10 апреля состоялась еще одна встреча, где Остапенко передал мне в черном пакете документы, которые я якобы должен был посмотреть. Все папки с документами я проверил, причем, оказалось, что Остапенко принес ненужные для согласования документы. С его слов, часть документов он уже отдал ранее нлично в летное училище.
После получения пакета меня и задержали, но денег в этом пакете не было, что отражено на видео, которое осуществлял Остапенко специальной аппаратурой. Задержание проводили сотрудники военной контрразведки, то есть мои бывшие коллеги.
На меня надели наручники, избили (побои сняты медиками), порвали куртку и отвели в сторону от автомобиля. В это время, уже без видео, из моей машины сотрудники отдела ФСБ в/ч 95981 извлекли куклу, имитирующую деньги.
Старший следователь по особо важным делам 1 отдела ГУ СКР по Краснодарскому краю Александр Цуканов, который вел расследование, приехал на место уже после извлечения “куклы”, а рукописный протокол осмотра места происшествия потом им был утерян, и составлен повторно другим следователем, но уже в печатном виде. То есть подкинуть это доказательство не составляло никакого труда.
Позже, на суде, прокурор отдела гособвинения прокуратуры Краснодарского края Рудой Дмитрий Владимирович заявит, что неважно, как деньги попали в автомобиль, главное, что они там были обнаружены.
Уголовное дело против меня о покушении на мошенничество в особо крупном размере было возбуждено в ГУ СКР по Краснодарскому краю в мае 2015 года. Затем материалы были переданы в ГУ СКР в Прикубанском округе города Краснодар.
Прикубанский районный суд Краснодара 10.06.2016 года признал меня виновным в совершении преступления. Федеральный судья Владимир Дворников назначил мне наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года, с содержанием в колонии общего режима и лишения воинского звания майор.
Слабая легенда
При этом, в обвинительной позиции вскрылась масса противоречий, которые следствие, прокуратура и суд предпочли проигнорировать.
Всё обвинения построено на том, что я выдавал себя за действующего сотрудника ФСБ, способного влиять на решения летного училища. Однако же, Якуба достоверно знал, что я пенсионер: Шевченко, который сам готовил все документы по моему увольнению из органов ФСБ в 2014 году, подтвердил в суде, что сообщил Якубе эту информацию в марте 2015 года по телефону. Более того, в ходе следствия выяснилось, что проблем у «СК «Девелопер» в согласовании проектных документов в летном училище вообще не было.
И здесь возникает резонный вопрос о роли подполковника ФСБ Якубы во всей этой истории с его родственником, который управлял коммерческими структурами. Еще раз замечу, что третий основной свидетель — Коваленко — на суде показал, что всю информацию в отношении согласования проектных документов и якобы моих требований денежных средств он получал от Остапенко и от Якубы. А распечатка телефонных переговоров подтверждает, что с 20.03.2015 года по 09.04.2015 года инициатором всех контактов являлся сотрудник ФСБ Якуба, а я не звонил ни Остапенко, ни Коваленко.
Умысел по привлечению меня к уголовной ответственности, а не к выполнению условий сделки просматривается очень четко, так как я на оказании этой помощи не настаивал, и каких-либо требований или просьб к Остапенко не предъявлял, что и подтверждается распечаткой телефонных соединений и вещественными доказательствами по делу.
Я считаю, что Якуба, взявшийся помочь своему родственнику, возможно, за хорошее вознаграждение, сыграл решающую роль в этой провокации, воспользовавшись своими связями в Краснодарском Управлении ФСБ. В пользу этого говорит простое сопоставление дат. Так, заявление о вымогательстве в Краснодарский главк СКР Остапенко подал 10 апреля 2015 года, и в тот же день следователь направил поручение на привлечение отдела ФСБ в/ч 95981 к участию в ОРМ. Однако за два дня до этого — 8 апреля — Остапенко и Коваленко каким-то образом получили в ФСБ спецтехнику для проведения со мной ОРМ. Этот «казус» на суде никто пояснить на смог.
Они должны быть в курсе:
— директор ФСБ Александр Бортников
— министр обороны Сергей Шойгу
— генпрокурор Игорь Краснов
— председатель СКР Александр Бастрыкин
Подобные провокации часто используются сотрудниками органов МВД, реже ФСБ, при проверке данных по сложным составам преступлений УК РФ по пресечению коррупции, однако их применение должно быть правомерным, законным и обоснованным. Я был пенсионером, а не должностным лицом, и по статусу ко мне не применимы статьи коррупционной направленности.
Повышение и думский мандат
Решение Прикубанского районного суда Краснодара о моей виновности в вымогательстве денег я пытался оспорить в вышестоящих судебных инстанциях вплоть до ЕСПЧ, но везде получал немотивированный отказ.
Параллельно я пытался привлечь Остапенко и Якубу к уголовной ответственности за ложный донос. Заявления о преступлении я писал, начиная с 2015 года и по настоящее время, но ни СК, ни органы МВД уголовные дела не возбуждают, при этом всячески стараются вывести Остапенко из проверок. По моему убеждению, контроль за ситуацией со стороны краевого ФСБ продолжается.
В настоящее время ситуация по незаконному использованию имущества и земель Минобороны не изменилась. Земельные участки, которые принадлежат МО, по-прежнему используются коммерческими фирмами для извлечения прибыли в собственных интересах.
Надо заметить, что ЖК «Валентина» и «Южный» компания «Новер» так и не достроила. Директор фирмы Остапенко был арестован и осужден по заявлениям дольщиков за мошенничество. ЖК «Валентина» на сегодня так и остался недостроем, а ЖК «Южный» в июне 2020 году силами администрации г. Краснодар был документально введен в эксплуатацию, но фактически — нет.
За мошенничество с дольщиками был арестован и Эдуард Коваленко, но в 2018 году он покончил с собой в СИЗО в Ростове-на-Дону.
Подполковник Якуба сейчас действующий сотрудник ФСБ, повышен в должности — сейчас он замначальника отдела оперативно-технической службы УФСБ РФ по Краснодарскому краю.
А бывший мэр Краснодара Владимир Евланов, действия которого по передаче земель застройщикам признаны незаконными судами различных инстанций, сегодня — член комитета ГД по по экономической политике и предпринимательству».
Земли минобороны депутат Госдумы разбазаривал не глядя
Бывший чекист получил срок за попытку отстоять имущество ведомства Сергея Шойгу.