Новостные ленты только за последние три дня принесли оглушительные атомные новости: «Росатом готовит «Прорыв» в ядерной энергетике: первая экспериментальная сборка с перспективным ядерным топливом собрана на Сибирском химическом комбинате. Балтийский завод построит серию атомных ледоколов нового поколения. Ледокол «Арктика» войдёт в эксплуатацию в декабре 2017 года. Первая плавучая атомная станция будет готова к сентябрю 2016 года...» Новости как из рога изобилия. И сколько интересных проектов во славу Отечества! А что происходит на самом деле в государственной корпорации «Росатом», ведь, как известно, это очень закрытое ведомство?
Иной раз у депутатов Государственной думы РФ в руках оказываются очень интересные бумаги. И один такой документ – почти триллер – они зачитывали до дыр. Хотя это был всего лишь отчёт о деятельности ГК «Росатом» за рубежом, в частности в Иране, КНР и Индии. В этих странах Росатом возводил атомные станции «Бушер», «Тяньвань» и «Куданкулам». Но строили ядерные объекты так, что убытки для России составили более 1 млрд долларов. Были, к сожалению, потери и моральные: несмотря на то, что Росатом опроверг поставку в Индию на АЭС «Куданкулам» из России некондиционных деталей, некоторые СМИ продолжали тиражировать эти сообщения. Так это или нет – доподлинно не известно, однако АЭС действительно долго не могла начать свою работу.
Глава Счётной палаты (на тот момент) господин Степашин отчего-то поставил на отчёте о деятельности ГК «Росатом» за границей гриф «Секретно». И Россия так и не узнала имена «героев» и не получила информации, сколько заводов, больниц, детских садов, школ, кинотеатров, новых станций метро ушло атомному коту под хвост в тех далёких куданкуламах...
«Документ о работе Росатома за рубежом включал 300 страниц, – поделился информацией депутат Государственной думы, первый заместитель председателя Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Иван Никитчук. – Факты были собраны очень серьёзные».
Затея с «волчьим билетом» для Кириенко провалилась
Прошло почти девять лет с тех пор, как в здании на Большой Ордынке появился Сергей Кириенко, человек-легенда. В далёком 1997 году, когда Сергей Владиленович был премьер-министром России, случился термоядерный дефолт и все наши сбережения мгновенно обратились в прах. Съёжились не только обывательские матрасы и чулки... Дефолт раздробил позвоночник всей стране. После тех событий появились специальные («дефолтные») постановления Совета Федерации РФ (от 15 октября 1998 г. № 447-СФ и от 19 марта 1999 г. № 113-СФ) о недопустимости назначения Сергея Кириенко на какие-либо высокие государственные посты. Однако затея с «волчьим билетом» провалилась. Прошёл всего год с небольшим, как Кириенко оказался полномочным представителем президента в Приволжском федеральном округе. А в ноябре 2005 года он перешёл на работу в главное атомное ведомство страны.
«В новой для себя должности Кириенко быстро освоился, – рассказывает один из ведущих российских учёных-атомщиков, доктор технических наук Игорь Острецов. – И начал предлагать руководству страны одну идею за другой. Причём одна идея была удивительнее другой. Сегодня уже можно подводить итог многим прожектам Сергея Кириенко: именно с его подачи начали «модернизировать» старые ядерные реакторы на Ленинградской атомной станции. Это так называемые РБМК, реакторы чернобыльского типа, которым давно пора в утиль, но они продолжают работать! Мы, атомщики, неоднократно обращались к президенту Владимиру Путину с требованием закрыть опасные «чернобыльские» реакторы. Ответа не получили.
Из каких-то старых подвалов Кириенко вытащил и проект плавучей АЭС (потери от многолетнего строительства измеряются миллиардами рублей). Именно Кириенко затеял суету со строительством никому не нужной Балтийской АЭС (Калининградская область). Именно Кириенко распорядился возобновить работы по строительству опасных быстрых реакторов на Белоярской атомной станции (Свердловская область).
Атомный поплавок – 30 миллиардов рублей
Плавучая атомная станция «Академик Ломоносов» (точная сумма затрат на проект скрывается) строится с 2007 года. По мнению учёных-атомщиков, проект якобы тянет на 30–35 млрд рублей. Несколько дней назад Росатом назвал другую цифру, а именно 21 млрд рублей. Но входят ли сюда и затраты на береговые сооружения? Плавучая АЭС должна крепиться на «мёртвый якорь». И у неё на берегу, как у заправской модницы, должен быть целый «гардероб».
Сначала «корыто» – плавучий энергоблок – строили в Северодвинске (Архангельская область). Но в 2008-м проект № 20870 передали на Балтийский завод. Однако и в городе на Неве с постройкой случились нелады: атомная баржа даже была арестована... И сегодня непонятно, достроят ли атомный «поплавок»? Как считают сами учёные-атомщики, на плавучие АЭС отвлекаются дефицитные ресурсы судостроителей. За бюджетные деньги, которые не менее дефицитны, сооружают мощности, установленный 1 киловатт которых будет стоить более 10 тыс. долларов.
Но тем не менее первую плавучую АЭС Росатом обещает привести на Чукотку. Но Сергей Кириенко забыл предупредить местных жителей, что атомный понтон не имеет ни защитного колпака, ни хранилища для делящихся материалов. Да и сама плавучая атомная станция, как бы ни уверяли в департаменте коммуникаций Росатома, не в силах выдержать ни обстрел, ни падение самолёта, ни цунами.
«Этот проект, – уверен бывший заместитель министра по атомной энергии, доктор технических наук Булат Нигматуллин, – высвечивает самые негативные стороны российской атомной отрасли: огромные субсидии, нерентабельные проекты и отсутствие прозрачности, что обычно приводит к задержкам в работе и коррупции.
А кто ответит за бесцельно потраченные миллиарды? Внесём некоторую ясность: 7 млрд рублей бесследно испарились на строительстве плавучей АЭС на Балтийском заводе. А каковы потери от недостроя плавучей АЭС на Севмаше?
Проект «Прорыв» – 128 миллиардов рублей
Не всё ясно с таким дорогим проектом, как реактор на быстрых нейтронах (БР). На днях г-н Кириенко снова сообщил, что скоро будут построены ещё два таких реактора. Этот проект носит гордое название «Прорыв». Научный руководитель – экс-министр Евгений Адамов. К слову, атомщики окрестили сей проект другим именем, а именно – «Нарыв».
Федеральная целевая программа «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 – 2015 годов и на перспективу до 2020 года» выделяет на развитие быстрых реакторов более 128 млрд рублей. Деньги огромные.
Доктор технических наук Булат Нигматуллин скептически относится к проекту «Прорыв»:
«В США, Китае, Индии и других странах нет таких агрессивных планов скачкообразного развития атомной энергетики с быстрыми реакторами. Там не закладывают на это направление такое количество ресурсов. Уже сейчас на него планируется выделить не менее 260 миллиардов. Но создание промышленного реактора на быстрых нейтронах связано и с фундаментальными проблемами, и с экономическими, для решения которых нужны десятилетия. Инвестиционные программы Росатома явно завышены». Кириенко умеет выбивать деньги, а их эффективного использования нет. В программу развития АЭС до 2020–2030 годов изначально заложены сверхинвестиции, при которых стоимость электроэнергии для конечного потребителя увеличивается в пять раз.
Каков же итог? Атомная отрасль уходит в тупиковом направлении под обещания г-на Кириенко «догнать и обогнать», «запустить и перезапустить». Глава Росатома любит повторять фразу: «Выигрывает тот, кто придумывает правила». Кириенко хорошо их придумывает! На все эти золотые прожекты тратятся миллиарды бюджетных рублей. А где же результаты?
Балтийская АЭС – 50 миллиардов рублей
Ещё про один крупный просчёт Сергея Кириенко. Министерство энергетики РФ поручило Росатому оценить безвозвратные потери от строительства Балтийской АЭС. Соответствующая позиция отражена в протоколе совещания у директора департамента развития электроэнергетики Минэнерго России Павла Сниккарса. Минэнерго, АО «СО ЕЭС» и ОАО «Россети» настаивают на исключении проекта Балтийской АЭС из раздела «серийное строительство» госпрограммы «Развитие атомного энергопромышленного комплекса» с переводом в раздел «проекты консервации объектов». И работы на станции, в строительство которой уже вложено более 50 млрд рублей, остановлены. Директор виртуальной АЭС Виталий Трутнев заявил, что после приостановки активной фазы строительства подрядные организации с техникой... перебазированы на другие объекты атомной энергетики.
Финита ля комедиа.
Справка
Что такое 50 млрд рублей в масштабах России? Куда их можно было бы потратить? 23 млрд рублей стоит атомная подводная лодка проекта 955 «Борей». Новый атомный ледокол ЛК-60Я можно построить за 45 млрд рублей. Новая станция метро обошлась бы в 3,5 млрд рублей. Новая поликлиника в г. Омске может быть построена за 571,5 млн рублей. Новая областная больница (речь идёт об Архангельске) с 16 операционными и ожоговым центром обошлась государству в 1,651 млрд рублей.
Злотатом Кириенко
Самая богатая госкорпорация России – Росатом – осваивает бюджетный триллион. Куда идут деньги?