Господин Абызов даром времени не теряет. Должность министра по делам "Открытого правительства" чиновник занимает с 2012 года. Но никаких результатов у него нет. Кроме, конечно, результатов, касающихся его бизнеса. Навраждовавшись с главой "Реновы" Виктором Вексельбергом, Михаил Анатольевич решил продать Виктору Феликсовичу обязательства по строительству 195 МВт солнечных электростанций (СЭС). Принадлежат обязательства холдингу "Энергия Солнца" Абызова. Есть, конечно, закон, запрещающий чиновникам заниматься бизнесом. Но используя уловки формального доверительного управления, формальная же законность соблюдается.
Недавно стороны заключили предварительную сделку, договор по передаче прав на ДПМ до 20 июня должен одобрить наблюдательный совет "Совета рынка", регулирующий энергорынок. Но этот совет при желании одобрит что "нужно".
По "накатанной дорожке"
Напомним, в прошлом году было возобновлено уголовное дело в отношении руководства группы Е4 по заявлению "Альфа-банка". Дело в том, что перед этим Абызов избавился от актива. Не произойдет ли тоже самое с СЭС, только с худшим результатом? Фигурантом разбирательства может стать Вексельберг. Дело это тянулось с 2014 года, когда частный банк подал заявление в прокуратуру. После этого было возбуждено уголовное дело по статье "Мошенничество в сфере кредитования". Пока дело было открыто в "отношении неустановленных лиц". Фраза была вставлена силовиками из-за сложной схемы управления в группе Е4, от которой недавно избавился Абызов.
В 2015 года группа Е4 сообщила, что 100% компании выкуплены частными инвесторами, один из которых – бывший сотрудник "Велес капитала" Сергей Судаков. До этого бенефициаром компании был наш "герой" Михаил Абызов. С 2012 по 2014 год топ-менеджмент Е4, ОАО "Буреягэсстрой" и ОАО "Дальмостострой" под предлогом "финансирования проектных и изыскательских работ" получили в "Альфа-банке" кредиты на более чем 10 млрд рублей. Общий долг группы – 30 млрд рублей! Тогда компанию называли подконтрольной Абызову, ведь она управлялась через группу Ru-COM.
"Я думаю, что за всеми крупными контрактами Группы Е4 стоит Абызов. Пусть он формально не имеет отношения к этой компании, но я уверен, что менеджеры, которых будут вызывать на допросы, очень быстро на него укажут", — ранее отмечал главный научный сотрудник Института экономики РАН Никита Кричевский.
Так что же случилось? Работы, о который топ-менеджеры Е4 рассказывали "Альфе", так и не были выполнены, а кредиты, конечно, не были возвращены. Надо сказать, что в уголовном деле фигурирует растрата кредитов в размере 1 млрд рублей, но следователи подозревают, что и остальные 9 млрд рублей также распихали по карманам менеджеры Абызова!
Что интересно, дело было прекращено, потому что невозможно было найти "неустановленных лиц". Но специальным постановлением прокуратуры ЦАО Москвы 15 марта 2016 года дело возобновили. И с этого момента дела над Абызовым стали "сгущаться тучи".
"Доходная должность"
Несмотря на проблемы, Михаил Анатольевич не может пожаловаться на то, что он недоедает или экономит на продуктах, как это делают 60% россиян. У Абызова есть даже домик в итальянской Тоскане. Ее площадь составляет около 360 тыс. квадратных метров, а оценочная стоимость, по данным Фонда борьбы с коррупцией, — 750 млн рублей.
Например, в неудачном для активов Абызова 2015 году аффилированная с ним ОАО "Сибирская энергетическая компания", получила прибыль в 1,1 млрд рублей. А в этом году министр с 455 млн. рублей - абсолютный лидер по доходам среди чиновников. Неплохо? Только есть информация, что министр по связям с "Открытым правительством" продолжает совмещать работу в Кабмине с управлением своим разветвленным бизнесом. И только поэтому близкие ему конторы получают миллиардную прибыль. И говорят об этом не только журналисты. Напомним, что Абызов подвергся критике со стороны ОНФ. На конференции ОНФ "Форум действий" член Центрального штаба движения, депутат Госдумы Михаил Старшинов уже выражал недоумение по поводу действий министра по делам "Открытого правительства".
Кстати говоря, структуры в Е4 активно заключали госконтракты и выигрывали тендеры до ситуации с "Альфой". Почему? На одном из форумов пользователь Игорь Долгушев (предположительно, член Совета регионального отделения партии "Справедливая Россия" Смоленской области) разместил сообщение, что "супруга М. Абызова, который занимается открытым правительством при правительстве Медведева, и который претендует на руководство ТЭКом, Е. Сиротенко, владеет кипрской конторой Eforg Asset Management Ltd. , которая является единственным акционером ОАО "Группа Е4", которая занимается бизнесом в области ТЭК". Данная информация была подтверждена и в СМИ. Например, в 2014 году Абызов "обнаружил", что госконтракты на 66,5 млрд рублей были выполнены с нарушениями. Только есть оговорка - на договоры, заключенные с подконтрольными Абызову коммерческими структурами, "разоблачение" на распространилось!
Так что с "Векселем"?
Виктор Феликсович Вексельберг, которого в неформальной обстановке могут именовать Векселем, враждовал с Абызовым еще в 2014 году. Тогда Абызов, будучи министром, подал иск к Виктору Вексельбергу на полмиллиарда долларов! Как говорили, Абызов воспользовался положением, чтобы потребовать с "Реновы" компенсацию якобы за невыполнение опциона на покупку у него акций КЭС Холдинга. Претензии Абызова и фирм Romos Limited и Fresko Financial Limited (находятся в доверительном управлении у министра) к Вексельбергу, Renova Industries были направлены в Восточно-Карибский Верховный суд и Верховный суд Британских Виргинских островов.
Абызов утверждал, что с компаниями Вексельберга в 2006 и 2011 годах были заключены устные соглашения (!), касающиеся опциона на акции КЭС Холдинга (Вексельберг – его основной владелец), которые бизнесмен якобы нарушил. Как говорится "на словах ты Лев Толстой, а на деле…". На деле Абызов сам мог сказать что угодно. Из суда ничего не вышло.
Только местный суд отказался удовлетворить прошение и иск будет рассматриваться по существу, что серьезным образом "удлинит" процесс как минимум на несколько лет.
Но, похоже, министр Абызов решил по-другому разобраться с Вексельбергом. Может, у него все получится. Только почему Михаил Анатольевич озабочен личными делами больше чем государственными? На этот вопрос хорошо бы ответить как главе правительства, так и правоохранительным органам, ведь есть федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 03.04.2017) "О противодействии коррупции", который четко запрещает конфликт интересов.
Абызов отдал Вексельбергу ‟солнце‟
Федеральный министр Михаил Абызов продает своему конкуренту Виктору Вексельбергу договоры, по которым их владелец может оказаться финансовым "штрафником".