Прокуратура Челябинской области утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении бывшего первого вице-губернатора региона Андрея Косилова, которого вместе с двумя соратниками обвиняют в мошенничестве. Надзорные органы обещают, что в ближайшее время дело будет передано в суд. А сам обвиняемый Андрей Косилов считает сфабрикованное преследование попыткой навредить его бизнесу. В беседе с корреспондентом Znak.com Косилов впервые сделал сразу несколько громких заявлений – подробности в нашем материале.
На Южном Урале завершено расследование уголовного дела о мошенничестве при банкротстве племенного птицеводческого завода «Еткульский», фигурантом которого стали бывший первый вице-губернатор Челябинской области Андрей Косилов и двое его соратников – Сергей Сергеев и Владимир Корчагин. По версии следствия, они причинили собственникам предприятия ущерб на сумму 213 млн рублей. Как сообщил Znak.com прокурор области Александр Войтович, обвинительное заключение по уголовному делу утверждено, его копии передаются трем обвиняемым и их защитникам. В ближайшее время материалы дела направят в суд.
Уголовное дело о мошенничестве при банкротстве племзавода «Еткульский» было возбуждено в феврале 2012 года по части 4 статьи 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»). События, которые легли в основу уголовного дела, происходили в первой половине 2000-х, однако достоянием общественности стали в 2011 году. Тогда в правоохранительные органы и СМИ обратилась бывший главбух ООО «Племенной птицеводческий завод «Еткульский» Валентина Кузнецова. Она рассказала, что давно пыталась добиться справедливости в разных ведомствах, однако против нее работал административный ресурс. И только когда власть в регионе сменилась, у нее появилась возможность рассказать историю банкротства некогда успешного предприятия.
«Наш племенной завод строился в 1978 — 1983 годах, — цитирует Валентину Кузнецову газета «Вечерний Челябинск» за 6 апреля 2011 года. — В 1996 году трудовой коллектив предприятия приватизировал племзавод и зарегистрировал ООО с числом участников 433. В 1997 году была проведена незаконная деприватизация ООО «ППЗ «Еткульский», без ведома его участников оно было преобразовано в ГПЗ, а затем в ФГУ. В 2003 году по решению арбитражного суда деприватизация была отменена, но вместо того чтобы восстановить общество, созданное в 1996 году, появляется одноименное ООО «ППЗ «Еткульский», созданное в 2003-м, с 143 участниками. 50,26% в его уставном капитале принадлежало некоему Корчагину В.П.».
Кем был этот Корчагин, по данным бывшего главбуха, никто не знал – членом общества он не являлся и не работал на предприятии. 290 участников ООО 1996 года, не вошедшие в число новых акционеров, свои доли Корчагину не продавали, не дарили и ни в какой форме не отчуждали. Поэтому акционеры обратились в суд и доказали, что внесенные в устав общества изменения незаконны. «Однако вскоре последовал новый удар — в ноябре 2003 года Корчагин подал в арбитражный суд иск о признании ООО «ППЗ «Еткульский» банкротом и с просьбой о назначении внешним управляющим Сергеева С.М. И суд удовлетворяет это заявление, - сообщает «Вечерка» со ссылкой на Кузнецову. - 25 декабря 2003 года на завод зашла рейдерская группа. Корчагин и его зам заставляли участников общества под угрозой увольнения продавать свои имущественные паи человеку вице-губернаторов Косилова и Сербинова. На вопросы рабочих, почему так дешево, им отвечали, что Косилов больше не даст. Предприятие начали банкротить. Продукция, произведенная на племзаводе, стала реализовываться под брендом ООО «Равис — Сосновская птицефабрика».
Аукцион, на котором компания «Равис» (принадлежит Андрею Косилову) выкупила племзавод «Еткульский», состоялся в июле 2005 года. Сумма сделки составила 120 млн рублей, притом что, по словам Валентины Кузнецовой, реально предприятие стоило около 2 млрд рублей. Впрочем, в ходе расследования уголовного дела следствие пришло к выводу, что холдинг Косилова не доплатил на аукционе порядка 213 млн рублей. Однако оспорить эти цифры Кузнецова уже не могла – через некоторое время после своего появления в СМИ она умерла. В обстоятельствах ее смерти журналисты некоторых СМИ тут же принялись искать странные обстоятельства.
Первому обвинение предъявили директору по аграрным имущественным и земельным отношениям «Рависа» Сергею Сергееву, работавшему на племзаводе «Еткульский» внешним управляющим. В апреле 2013 года Сергеев был арестован, но не провел за решеткой и месяца. Суд согласился выпустить его из-под стражи под залог в 5 млн рублей.
В конце прошлого года фигурантом уголовного дела стал и Андрей Косилов. Официальной информации об этом долгое время никто не давал, в разных СМИ сообщения об уголовном преследовании бывшего высокопоставленного чиновника проходили со ссылками на собственные источники. Последним обвинение предъявили экс-директору племзавода Владимиру Корчагину. И Косилов, и Корчагин находятся под подпиской о невыезде.
Между тем сам бывший первый вице-губернатор Андрей Косилов считает появление этого уголовного дела попыткой навредить его бизнесу со стороны команды действующего главы региона Михаила Юревича.
«Это дело было сфабриковано по заказу губернаторской команды, - заявил Андрей Косилов Znak.com. – Сначала им занимался Овакимян (Алексей Овакимян - бывший вице-губернатор, прим.ред.), теперь его двигает господин Буйновский (Сергей Буйновский - бывший адвокат, ныне замгубернатора, прим.ред.), за что и получил пост вице-губернатора. При этом во внимание не берется, что в деле нет ни пострадавших, ни ущерба. Никто, к примеру, не может объяснить, как миллион рублей, которые Кузнецова затратила на скупку акций, прикрывшись притворными сделками дарения (об этом говорится в показаниях нескольких сотен свидетелей, продавших ей акции за копейки), превратились сначала в 400 млн рублей ущерба (об этом заявляла прокуратура), а потом вдруг «усохли» до 200 млн. Кузнецова скупила по фиктивным договорам акции предприятия и стала выставлять себя жертвой. И при этом везде заявляла, что ей принадлежат только 1,57% акций, а остальные она взяла, чтобы защитить интересы простых акционеров».
По словам Андрея Косилова, после смерти бывшего главного бухгалтера ее наследниками сначала стали муж и младший сын, затем в главного наследника превратился сын Дмитрий, не проработавший на племзаводе ни дня. «Нет ни одного документа – ни судебного решения, ни нотариального акта, удостоверяющего его права на наследование, да и, собственно, права его матери на пакет более 50%, - уверяет Косилов. - Да и при жизни Кузнецова признавалась потерпевшей лишь на тот незначительный пакет, обладателем которого стала в период приватизации. Мы можем предположить, что неожиданная смерть Валентины Ивановны попросту развязала для фантазии и творчества руки бывшим адвокатам, ныне чиновникам, замеченным ранее не в одном деле по переделу собственности. И они решили через Кузнецова заявить претензии на ущерб, в 200 раз превышающий сумму, затраченную Кузнецовой на скупку акций».
Бывший вице-губернатор уверяет, что его и еще двух обвиняемых в ходе расследования незаконно ограничивают в ознакомлении с данным делом, которое занимает 120 томов. Обвиняемым отказывают в предъявлении вещественных доказательств. «Сегодня апелляционная коллегия Челябинского областного суда отменила решение Еткульского суда об ограничении Сергеева и его адвоката в сроках ознакомления с материалами дела, - рассказал Косилов. – Почему нарушаются наши конституционные права, ни прокуратуру, ни руководителей следствия не интересует. Нарушения УПК при расследовании нашего дела носят уже систематический характер, по этому поводу состоялось, как минимум, 3 судебных решения разного уровня. Например, неделю назад Еткульский суд, ограничивший нас в сроках ознакомления и давший повод следователю подумать, что ей все дозволено, отменил два постановления этого же следователя о незаконном завершении нашего ознакомления с материалами уголовного дела. Так что обвинять районный суд в предвзятости нет оснований».
Предъявляемые бывшему первому вице-губернатору и его коллегам обвинения Андрей Косилов считает безосновательными. По его данным, компания «Равис» не только потратила 120 млн рублей на покупку племзавода, но и вложила 160 млн рублей в его реконструкцию и порядка 100 млн рублей – в развитие. И если до прихода инвестора на предприятии выпускали по 10 млн племенного яйца в год, то теперь – 23-24 млн.
«Это уголовное дело – лишь повод создать информационную шумиху вокруг нашего предприятия и затруднить доступ к кредитным ресурсам, - уверен Андрей Косилов. – Мы выходим из кризиса быстрее, чем хотелось бы нашим оппонентам. В июле и августе наше предприятие сработало с прибылью. Притом что мы не получаем помощи от области, в отличие от наших конкурентов, у которых дела идут хуже. Кстати, вы знаете, что наш главный конкурент Колесников (Олег Колесников - владелец ЗАО «Уралбройлер», прим. ред.) выступает свидетелем обвинения. Он заявляет, что я запретил ему участвовать в аукционе на покупку «Еткульского». Но это же полная чушь. Видимо, в результате постоянных моих «запретов» при Петре Сумине «Аргаяша» выросла до компании, производящей 60 тыс. тонн мяса птицы, а за последние 3 года реально при всех разговорах и огромных государственных гарантиях (почти 7 млрд рублей) не смогла реализовать на полную мощность ни один из своих проектов. Прибавки по мясу птицы и свинине почти нет. Мы за эти же три года увеличили объемы производства в полтора раза и по факту являемся крупнейшим агрохолдингом УрФО».
Не исключает Андрей Косилови того, что вся эта шумиха затевается для того, чтобы отобрать у нынешних акционеров «Равис». «Я не боюсь потерять бизнес, я боюсь потерять доверие людей, - говорит бывший чиновник. - У нас более 5 тыс. человек работают. И я убежден, что наш президент услышит голос птицеводов и хлеборобов «Рависа» так же как услышал голос металлургов Челябинска. Хватит издеваться над коллективом, над людьми, которые каждый день, несмотря на проблемы и сложности, производят сотни тонн качественной продукции мяса, молока, картофеля, овощей и кормят не только Челябинскую область, но и десятки других регионов России».
Андрей Косилов: «За это дело Буйновский получил пост вице-губернатора…»
Войтович утвердил обвинительное заключение в отношении бывшего соратника Петра Сумина.