В силу стечения ряда факторов, в последнее время понятие "российский спорт" прочно ассоциируется с какими-то очередными резонансными скандалами. Если речь идет не о принимающих мельдоний легкоатлетах, то она, несомненно пойдет о российских футбольных ультрас, компенсирующих унылую игру сборной массовыми хулиганскими акциями в разных французских городах. И, конечно, о том, что спорт бывает связан с криминалитетом, говорится давно - это не только российская беда. Для уголовного мира демонстративное знакомство с известными спортсменами (как и с, например, артистами) - хороший способ войти в высшее общество с сомнительными капиталами. Но вот то, чтобы фактически у каждого игрока сборной оказалось по криминальной крыше - это нечто новое. И ведь речь идет не о скачках, где у каждой лошади есть свой владелец, речь идет о боксерах. Все это совершается под давлением авторитетного депутата Бориса Иванюженкова с молчаливого согласия известного полиглота и по совместительству министра спорта Виталия Мутко.
Тренер сборной России Александр Лебзяк обозвал поехавших на Олимпиаду боксеров туристами и путешественниками и обвинил в кляузничестве – будто бы они, не желая тренироваться, строчат жалобы наверх. Названа и ключевая фигура «ручного» отбора спортсменов – президент Федерации бокса. Дальнейшую попытку Лебзяка свести демарш к шутке можно считать хоть и неудачной, но вынужденной мерой. Так вышло, что всем боксерам есть кому пожаловаться.
Поводом для откровений Лебзяка стал вылет четырех боксеров из девяти. Он припомнил, что перед Олимпиадой тренерский штаб написал заявления об увольнении, так как сверху начали поступать указания, кого брать в команду, и последнее слово оставалось за президиумом и конкретно – президентом Федерации бокса России (ФБР). По спортсменам спикер тоже прошелся, обвинив их в самоуверенности и отсутствии самоотдачи. Это могло показаться оправданием, но Лебзяк и спустя двое суток не отказался от своих слов, разве что смягчил риторику, но основным посылам остался верен. Учитывая, что еще месяц назад тренер применял эпитет «туристы» к своим спортсменам в эфире «МатчТВ», то демарш на Олимпиаде можно считать подтверждением его тревог: сборная находится в разобранном состоянии.
«Рыба гниет с головы», – резюмировал Лебзяк, упрекнув руководство ФБР в недостойном, по его мнению, отношении к тренерам. Как следует из интервью Лебзяка, олимпийский отбор не имел системности. Путевку можно было получить по трем каналам. Спортсмены участвовали в турнирах под эгидой Международной ассоциации любительского бокса (AIBA) и ее «дочек» WSB и APB. Костяк был сформирован осенью 2015-го, хотя Лебзяк говорил, что это слишком рано. Кандидаты на Олимпиаду были от Калининграда до Югры. «Но у нас есть президиум федерации, который считает, что они лучше знают бокс. Ну и приняли решение, поставив меня в такие рамки, что отправили в AIBA заявку на конкретных людей», – сказал он “Советскому спорту”.
Из открытых источников известно, что от основной сборной были отцеплены как минимум четыре боксера – Армен Закарян и Павел Силягин из Новосибирска, Георгий Кушиташвили и Батор Сагалуев из Бурятии. На Олимпиаду отправились представители пяти регионов:
От Подмосковья: Артем Чеботарев, Василий Егоров, Андрей Замковой.
От Белгорода: Владимир Никитин, Виталий Дунайцев, Евгений Тищенко.
От Чечни: Адлан Адбурашидов.
Президентом федерации бокса России (ФБР) является депутат Государственной думы Борис Викторович Иванюженков. Он выходец из подмосковного Подольска. Бывали времена, когда пресса без обиняков спрашивала парламентария о происхождении клички Ротан, дружбе с авторитетным бизнесменом Сергеем Лалакиным (Лучок), который в 90-х задерживался по обвинению в мошенничестве, упоминала справки оперативного учета Подольской ОПГ, удивлялась резкому взлету Иванюженкова. В 1996 году он вошел в состав Олимпийского комитета, а в 1999-м (в возрасте 33 лет) был назначен министром спорта России.
Иванюженков и Лалакин создали крупнейший в стране частный спортивный клуб «Витязь». Старые друзья по-прежнему близки к олимпийскому движению. Иванюженков – вице-президент Паралимпийского комитета, Лалакин – председатель совета содействия Всероссийской Федерации спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата. Кстати, председатель исполкома ПКР Павел Рожков – тоже уроженец Подмосковья, был правой рукой министра Иванюженкова. Сейчас в сети можно встретить много его публикаций, связанных с отстранением российских паралимпийцев от Олимпиады в рамках допингового скандала, в которых он тщательно отмазывается от происшедшего.
22-летний сын Иванюженкова Антон является совладельцем Центрального рынка Подольска. В состав учредителей ООО «Рыночный комплекс», по данным СПАРК, также входит компания МЖК Менеджмент Инк, зарегистрированная в США. Фирма с таким же названием на протяжении 20 лет считается крупнейшей на рынке недвижимости Подмосковья. У Белгорода тоже сильнейшее лобби, и тоже с эхом из 90-х. Если верить местной прессе, президент областной федерации бокса и вице-президент ФБР Владимир Тебекин в бурную молодость тоже получил неформальное прозвище (Моряк).
В 2015 году Тебекин занял пост вице-президента Европейской конфедерации бокса (EUBC). Еще он заслуженный тренер России и влиятельнейший в Белгороде бизнесмен. Его семье принадлежит ювелирный гигант «Торговый дом Карат», хотя золотом и бриллиантами круг интересов не ограничивается. Ах, да. В ФБР Тебекин в качестве вице-президента курирует деятельность основной сборной страны. Также на него замкнуты все федерации Центрального федерального округа. У Миши Алояна тоже есть свой куратор. Глава обнинской федерации бокса Вячеслав Клименко занимает должность вице-президента ФБР и вместе с Тебекиным координирует деятельность основной сборной.
Присутствие чеченского боксера Абдурашидова в сборной вряд ли у кого вызовет удивление хотя бы потому, что после поражения воспитанник грозненского клуба «Ахмат» заявил, что ему прежде всего очень неудобно перед Рамзаном Кадыровым. Но, следуя канве, упомянем еще одну фамилию. Боксом в Северо-Кавказском округе руководит Сумайд Халидов – один из трех братьев, упоминавшихся в деле мебельного салона-гиганта «Три кита», а также совладелец официального дилера Volkswagen в Москве «Авто-Престус». И, как можно догадаться, Халидов – вице-президент ФБР. Он курирует деятельность юношеской сборной, то есть того источника, из которого Лебзяку не дали заменить «туристов».
Без боксерского представительства Петербурга Олимпиаду вряд ли можно представить хотя бы потому, что Борис Иванюженков является соучредителем местного некоммерческого партнерства «Издательский дом «Олимп» с В ФБР есть устав. Согласно ему, к компетенции Исполкома (он же президиум) относится формирование сборной по представлению главного тренера. Из того же устава следует, что выборы президента ФБР проводятся раз в четыре года после Олимпиады. Впрочем, вряд ли результаты каким-либо образом могут сказаться на судьбе Бориса Иванюженкова. Он пережил и невзрачный Пекин-2008 (должности лишился тренер Лебзяк), и провальный Лондон-2012 (должности лишился тренер Николай Хромов).
Кроме устава, за Лебзяком еще авторитет. AIBA признала его лучшим тренером 2015 года. Хотя и у Александра Борисовича случались осечки. В 2008-м он исключил из команды екатеринбуржца Егора Мехонцева, который через четыре года, уже при другом тренере, завоевал для России единственное боксерское золото. Так совпало, что именно после его победы в Свердловской области создали свою федерацию бокса, которую возглавил ранее привлекавшийся к уголовной ответственности Георгий Архипов, а вице-президентом стал не менее известный персонаж 90-х Алексей Трифонов. Информагентство Ura.ru в 2015 году опубликовало протестную петицию испуганных родителей, не желающих видеть рядом со своими детьми людей с криминальным прошлым. В августе 2002 года, как следует из картотеки Верховного суда, Георгий Афанасьевич Архипов был приговорен за соучастие в убийствах, в том числе с особой жестокостью (как писали СМИ, на девять лет), а о деле Трифонова сообщал «Коммерсант».
Бандитский бокс
Неудачливых олимпийских «туристов» крышуют петербургские мафиози, чеченские авторитеты и министр по кличке «Ротан»