Деньги из обанкротившегося холдинга "КИТ-Капитал" и концерна "Калина" могли осесть в Британии, где тезки бывшего совладельца структур Тимура Горяева и его давнего соратника Александра Петрова развернули масштабный бизнес.
Структуры девелопера из Екатеринбурга "Проспект групп" собираются получить контроль над ТРК "Жемчужная плаза" на Петергофском шоссе в Санкт-Петербурге. Холдинг принадлежит Александру Петрову - давнему коллеге и соратнику по концерну "Калина" Тимуру Горяеву. После того, как Горяев вышел из Калины, структуру начали сотрясать скандалы, а сам Петров несказанно разбогател.
Кроме того, похоже, их прельщает не только российский бизнес. За ними может быть целая сеть компаний в Великобритании. Не туда ли ушли деньги обанкроченной девелоперской группы "КИТ-Капитал", которой Горяев владел вместе с ныне судимым Николаем Кретовым?
В ситуации разбирался The Sankt-Peterburg Post.
Александр Петров был близким соратником и коллегой экс-владельца парфюмерно-косметического концерна "Калина" Тимура Горяева. Но после продажи структуры иностранным инвесторам и выхода Петрова в свободное плавание они могли продолжить совместную работу - в Великобритании.
Ранее Тимур Горяев вместе с Николаем Кретовым владели девелоперской группой "КИТ-Кэпитал", с которой работал "Екатеринбургский муниципальный банк" (ключевой владелец - правительство Свердловской области). В ЕМБ находился лицевой счет компании.
Впоследствии, в 2016 году Николая Кретова осудили на четыре года колонии. Как удалось доказать в суде, в 2008 году он похитил принадлежащие его партнеру Олегу Миронову акции компании "Линкор" на сумму 292 млн рублей. Бизнесмен забрал 50% акций, не заплатив за них, после чего, в 2009 году, инициировал банкротство компании. В 2015 году самого Кретова признали банкротом, его долги превысили 1 млрд рублей.
"Киты" капиталов
"КИТ-Кэпитал" тоже обанкротилась с суммой долгов свыше 430 млн. При этом более 10,5% компании принадлежало ОАО "Концерн "Калина", где ранее трудились Петров и Горяев. И вот что интересно - практически сразу после этого у налоговых органов появились претензии к банку ЕМБ.
Как пишет "Коммерсант", они потребовали со структуры 350 млн рублей убытков. По мнению истца, банк незаконно перечислил средства со счетов "КИТ-Кэпитал" офшорным компаниям Ommo Trading Limited и Tarbol Holdings Limited, которые не являлись залоговыми. При этом ранее, в 2012 году офшорная Ommo Trading Limited являлась владельцем 33,3% акций "КИТ-Кэпитал", а Tarlot Holdings Limited в 2007-2008 годах являлась владельцем 24,9% долей ООО "Концерн "Калина".
Можно предположить, что за этими офшорами стоит господин Горяев. Олег Миронов, тот самый экс-партнер Кретова, заявлял, что будет добиваться открытия международного расследования по факту вывода миллиарда рублей из "КИТ-Кэпитал".
Слухачи уверяют, что получателем этих денег мог стать ныне судимый Кретов и его партнер Тимур Горяев. Если это правда, на что же могли пойти эти средства? Вероятно, на развитие иностранного бизнеса. Ведь в 2011 году все активы банкрота "КИТ-Кэпитал" выкупила офшорная компания Mallino Development Limited. На рынке считали, что она принадлежит Горяеву. Управляли же ей бывшие члены "Калины".
А что же Александр Петров? В российской прессе его называли членом совета директоров Mallino Development Limited. Однако, это не единственный офшор, который может их объединять. Эта компания оказалась связана со многими другими офшорами – например, Mallino Development Group (о. Джерси), Ancona Coast Group Inc.
Нам удалось обнаружить и другие западные компании, к которым могут иметь отношение два этих бизнесмена. Обратим внимание на лондонскую TUDOR HOTELS COLLECTION LTD . И это та самая Mallino Development Limited, которая сменила название в 2022 году.
При этом указано, что в руководстве компании находятся тезки наших героев - Александр Петров и Тимур Горяев. Более того, они же указаны лицами, имеющими отношение к другим связанным офшорным структурам - BODMIN JAIL HOTEL LTD и BODMIN JAIL MUSEUM LTD.
Судя по всему, речь идет о бывшей тюрьме, расположенной в Бодмине, на окраине Бодмин-Мур, в Корнуолле. Зачем же однофамильцам Петрова и Горяева понадобилось такое экзотическое строение? Дело в том, что это огромное историческое здание 18 века постройки, которое переделали в уникальный отель с "тюремным" колоритом. По состоянию на сентябрь 2023 года, чтобы снять там самый простенький номер на ночь потребуется около 30 тыс. рублей.
Там же расположен и шикарный исторический музей тюрьмы, которым управляет, надо полагать, как раз BODMIN JAIL MUSEUM LTD. Первая же структура должна заниматься операционным управлением отелем.
Те же тезки Петрова и Горяева указаны и в руководстве BODMIN JAIL MUSEUM LTD. При этом тезка Петрова обозначен еще и как руководитель 23 CHURCH STREET LIMITED. Судя по информации Сети, речь идет об доме для отпуска в городе Ланголлен, в 8 км от перевала Хорсшу-Пасс и в 2,2 км от замка Динас-Бран, где можно заняться рыбной ловлей.
Чудесное место рядом с кучей исторических достопримечательностей. Там и стоит искать "испарившиеся" деньги "КИТ-Кэпитал"? И не на эти ли средства господин Петров впоследствии основал "Проспект групп"?
Двое из "Калины"
История этого девелоперского холдинга берет начало в 2013 году. А уже в 2014 году Петров начал скупать проекты у других девелоперов, таких, как УГМК Козицина. Теперь же он развернул экспансию в Петербург: в прошлом году купил ТРЦ "Охта Молл", в этом специализированного застройщика "Проспект Охта", а теперь нацелился на "Жемчужную плазу".
Однако до резкого взлета Петров был наемным менеджером, пусть и находился на руководящей должности. Речь о парфюмерно-косметическом концерне Калина, основным владельцем которого являлся давний соратник Петрова Тимур Горяев. Последний еще в 90-ые годы выкупил едва живой екатеринбургский парфюмерный завод "Уральские самоцветы". Петров стал одним из первых его наемных сотрудников, а после дорос до финансового директора, затем гендиректора и члена Совета директоров.
Информации о том, что Петров владел долями в "Калине" нет, однако в сети его называют именно партнером Петрова по "Калине".
Как утверждали авторы сайта "Уралинформбюро", якобы финансы компании в нулевые годы вызывали массу вопросов. Например, будто бы когда структура показала рост выручки на 30% за год, на столько же выросли ее общехозяйственные и коммерческие расходы. Могло ли это делаться, чтобы, например, не платить "лишнего" по налогу на прибыль? А финансами занимался как раз Петров.
В 2011 году Горяев очень удачно вышел из "Калины" - продал долю (82 %) англо-голландскому концерну Unilever. Петров же с должности гендиректора был понижен до операционного директора. А затем у "Калины" начались проблемы.
В 2013 году Федеральная служба по финансовым рынкам впервые зафиксировала случай откровенного "инсайда", и инсайдером оказался топ-менеджер уральского парфюмерного холдинга. Его фамилия не называлась. Сообщалось , что регулятор заподозрил руководителя в том, что он скупал акции "Калины" накануне сделки с Unilever, и мог на этом несказанно нажиться. Впоследствии в отношении четырёх человек было возбуждено уголовное дело о хищении акций "Калины", их имена не назывались. Мог ли среди них быть Петров?
В том же 2013 году на Калину обрушилась целая гора судебных исков, включая банкротный. Оказалось, что компания задолжала денег. Среди прочих, пермская "Промышленно-строительная компания" обвинила "Калину" в необоснованном присвоении 850 тыс. рублей от должника (ИП Волкова Елена Николаевна), который должен был перечислить средства ПСК.
Одновременно с этим выяснилось, что претензии к "Калине" есть у "Росалкогольрегулирования" (РАР). Ведомство уличило структуру в нелегальном обороте алкогольной продукции, структуру оштрафовали.
Однако вопросы регуляторов к Калине возникали и до продажи долей Горяева. Еще в начале нулевых в отношении одного из руководителей концерна возбуждалось уголовное дело, связанное с уплатой налогов. Еще интересней то, что к "Калине" возникали вопросы правообладателей. Как утверждают авторы сайта Finam.ru , якобы в середине нулевых компанию уличили в производстве порошка TriMax, который оказался подделкой раскрученного бреда BiMax, правообладателем которого являлась "Нэфис Косметикс".
Судя по всему, как раз на фоне скандалов десятых годов невесть как изрядно разбогатевший Александр Петров и покинул компанию. А потом сразу же ушел с головой в новый девелоперский бизнес.
Только скандалы поджидали его и там. Выйдя из "Калины" с отличным кэшем, Петров прикупил дом купца Чувильдина в Екатеринбурге, который местные власти хотели реконструировать в проект рекреации для горожан. Вместо этого, особняк превратился в резиденцию олигарха Петрова. При этом в проекте будто бы не были учтены вопросы обеспечения сохранности объекта культурного наследия.
А что, может себе позволить на заработанные непосильным трудом "кровные". Впрочем, на фоне огромной тюрьмы-отеля в британском Бодмине, дом Чувильдина выглядит бледновато.
Как "КИТ-Капитал" "Калину" нюхал
Что общего у обанкротившегося девелопера с парфюмерным концерном.