Уход из жизни президента Узбекистана Ислама Каримова побуждает экспертов гадать на кофейной гуще: кто же преемник? «Грубиян» и узурпатор премьер Шавкат Мирзияев? Его первый зам, демократ и «евроэстет» Рустам Азимов? Но что толку в этом гадании, если для узбекской элиты и тот и другой кандидат – хуже некуда? Страна до сих пор не распалась на части лишь благодаря балансу элит, гарантом которого выступал лично Каримов.
И нет у элиты иного пути сохранить этот баланс, кроме как поддержать преемственность власти – «трон» Каримова должна унаследовать одна из его дочерей. Иначе 30-миллионному Узбекистану грозит скорый распад.
Дочери Ислама Каримова вот уже 15 лет не общаются между собой. Вообще. Даже не так – они люто враждуют. Размолвка, если это так можно назвать, наступила у них в 2001-м – в тот год старшая дочь Каримова Гульнара, или, как её называли в семье, Гугуша, неожиданно подала на развод. Супругом Гугуши был афганский узбек Мансур Максуди, гражданин США. Авантюрист и, как впоследствии оказалось, ещё и сотрудник американских спецслужб. История, о которой нам придётся поведать, довольно грязная, и в Узбекистане её обсуждение – табу, но для лучшего понимания складывающейся в бывшей союзной республике ситуации знать её необходимо.
Во всём виновата Лолита
В 1991 году подружки познакомили 19-летнюю начинающую певицу Гугушу Каримову с американским бизнесменом (тогда было модно!) Мансуром Максуди, представлявшим на тот момент узбекское отделение «Кока-колы». Его отец Абдул Рауф возглавлял в своё время афганско-советский торговый совет. В начале 80-х, заполучив из Москвы 3 млн долларов на покупку в Америке станков и оборудования, Абдул Рауф хорошенько подумал и… бежал с этими деньгами за океан. В Нью-Йорке он открыл магазинчик бытовой электроники и смог дать приличное образование своим сыновьям – они оба окончили Гарвард. Есть веские основания предполагать, что во время учёбы Мансура Максуди завербовали спецслужбы и его дальнейшее знакомство с дочерью узбекского руководителя, таким образом, далеко не случайность. Но, как бы там ни было, поначалу у Мансура с Гугушей в семье дело ладилось. Родились двое детей, а Ислам Каримов щедро одаривал зятя, скажем так, возможностями вести бизнес. В Узбекистане это намного ценнее денег – связи и возможности. Таким образом, «Кока-кола» построила второй завод, затем третий, четвёртый… И шеф узбекского филиала Максуди, понятное дело, не оставался внакладе. Казалось бы, живи да радуйся.
В тот год, когда Гугуша вышла замуж, её младшей сестре Лоле исполнилось 13 лет. Сложно сказать, когда там у них могло завертеться с Мансуром Максуди, – банальная, в общем-то, история. Младшая сестра увлекается мужем старшей. Если верить досужим сплетням, любвеобильный Мансур успевал одаривать своим чувством обеих сестёр с самого начала. Но вскрылась эта история лишь спустя 10 лет. Прознав о таком коварстве, Гугуша схватила сына и дочь, что называется, в охапку и бежала из США, где они с мужем на тот момент проживали. Два года шёл бракоразводный процесс, в ходе которого Мансуру поначалу удалось отсудить детей себе. Разумеется, после развода семью Максуди изгнали из Узбекистана и объявили в розыск по линии Интерпола. Тогда же и выяснилось, что применительно к сёстрам Каримовым Мансур Максуди действовал не вполне своевольно, а выполняя задание американских спецслужб.
Ситуация при этом вышла двусмысленная: не могло же семейство Каримовых на голубом глазу признать, что пригрело у себя американского шпиона! Но Восток, как известно, дело тонкое. Кого нельзя осудить за прелюбодеяние или за шпионские игры, непременно осудят за что-то другое – была бы на то дана власть. И власти Каримова достало на то, чтобы обвинить Максуди в сокрытии налогов на сумму 17,6 млн долларов США, во взяточничестве, хищении имущества и отмывании денег.
Удар исподтишка
Обычно по-восточному замкнутая Лола Каримова – узбекский постпред при ЮНЕСКО – три года назад неожиданно разоткровенничалась в интервью Би-би-си. На вопрос: какие у вас отношения с вашей сестрой? – Лола ответила: «Невозможно охарактеризовать отношения, которых нет. Я и моя сестра не общаемся более 12 лет. Никаких родственных или дружеских отношений между нами нет». Это была не вся правда: после скандальной истории 15-летней давности Ислам Каримов фактически указал своей младшей дочке на дверь. Семейство Каримовых, по сути, вынудило Лолу уехать за границу, чтобы у той оставалась возможность лишь 2–3 раза в год ненадолго навещать в Ташкенте своих родителей. Хорошо ещё, что Ислам Каримов, подобно старику Лиру, окончательно не отверг свою младшую дочь, а дело, говорят, к тому шло – уж слишком его задел её проступок. Понятное дело, и у Лолы обида была велика. Лолита разлучила Гугушу с супругом, но Гугуша разлучила Лолиту с любимой семьёй! И три года назад у Лолы появился шанс за это как следует отыграться.
Читаем интервью Лолы Каримовой Би-би-си. Вопрос: «Как вы смотрите на негативные отзывы в прессе о вашей сестре? Насколько президент Узбекистана осведомлён об этих негативных отзывах, которые вызывает ваша сестра?» Ответ Лолы: «Всю информацию про мою сестру, в том числе и в отношении вопросов о TeliaSonera (финансовый компромат. – Ред.), я получаю из зарубежных СМИ». Да кто бы сомневался! «Касательно же вашего вопроса о том, осведомлён ли президент Узбекистана, – продолжала Лола, – я не обладаю подобной информацией, так как в Узбекистане я бываю нечасто, всего 2–3 раза в год. Во время моих встреч с отцом мы не обсуждаем политические вопросы». Ручки – все видите?! – вот они!
В минувшем году прошли очередные выборы президента Узбекистана. Ожидалось, что одним из кандидатов на них станет Гугуша Каримова. Большинство местных элит вполне устроила бы такая преемственность. Вероятно, устроила бы она и Ислама Каримова, у которого уже несколько лет назад начались серьёзные проблемы со здоровьем, когда бы он узнал о намерениях Гугуши от неё самой, а не от её сестры. Или, что ещё хуже, от своих спецслужб, уже проштудировавших то самое злополучное интервью Лолы. Реакцию президента нетрудно представить: «Да как ты могла, за моей спиной?!» Злосчастное интервью Би-би-си вышло в середине сентября 2013-го – с того же момента у Гугуши Каримовой и начались серьёзные проблемы. В ноябре 2013-го Каримовой пришлось публично отречься от своих претензий на пост президента. А заодно и от всей своей собственности – четырёх телеканалов, множества магазинов и кинотеатров.
С дочкой и внучкой президента обращаются «хуже, чем с собаками»
Каримову собрали досье на Гугушу – с финансовым компроматом, с фотографиями «неподобающими мусульманской женщине» (на них женщина полуобнажена) и компрометирующими её фактами личной жизни. Гугуше «пришили» романы с футболистом Криштиану Роналду, боксёром Русланом Чагаевым, актёрами Дюжевым и Машковым, модельером Джоном Гальяно и даже с певцом Хулио Иглесиасом. Подсуетился Рустам Иноятов, глава службы национальной безопасности. Узбекский эксперт Усман Хакназаров убеждён, что Иноятов появился в этой истории неспроста, и поведал в этой связи такую историю.
Был у Каримова личный врач – Дмитрий Арустамов. Этот врач-уролог был настолько хорош и так успешно прооперировал больную почку президента, что вошёл к нему в особое доверие. «Глава государства стал советоваться с ним не только по вопросам личного здоровья, но и по некоторым внутриполитическим проблемам, – вспоминал Хакназаров. – А Иноятов, болезненно относившийся к таким вещам и «ревновавший» Ислама Каримова, не мог простить «чрезмерное приближение какого-то врача к главе государства». В итоге у Арустамова «отжали» его клинику. И, говорят, светило ещё легко отделался.
Из Гугуши Каримовой сделали, по сути, «кавказскую пленницу», к которой время от времени приводят «товарища Саахова» – Шавката Мирзияева. Нет нужды говорить о том, как неожиданно сплелись интересы младшей дочери Ислама Каримова и шефа его спецслужбы. И, казалось бы, при чём здесь глава правительства Шавкат Мирзияев – «человек Иноятова»? В общем, Гугушу ударили наотмашь: два года назад западная пресса раструбила о том, что старшая дочь узбекского лидера прекратила отвечать на звонки родственников, а её местонахождение неизвестно – известно лишь то, что она негласно находится под домашним арестом.
Изолировали Гугушу настолько тщательно, что даже выйти в Интернет у неё не было никакой возможности. Сын Гугуши Ислам, лишённый возможности общаться с матерью, публично попросил узбекские власти предъявить доказательства того, что она жива. А ровно два года назад в распоряжении Би-би-си оказалась аудиозапись, в которой Каримова-старшая сообщает, что с ней и её дочерью обращаются «хуже, чем с собаками» и им требуется срочная медицинская помощь. Больше новостей от Гугуши не поступало. Тем не менее, по замерам независимых социологов, на сегодняшний день Гугуша Каримова остаётся самым популярным человеком и самым популярным политиком в Узбекистане – разумеется, после Ислама Каримова. А знаете, кто в списке следующий? Рустам Иноятов!
Шавкат Мирзияев – «товарищ Саахов»
Большинство экспертов сходятся во мнении, что Иноятов намеренно – с подачи Лолы Каримовой – подставил Гугушу. Но для чего? Ради того, чтобы ещё больше приблизиться к Каримову – куда уж ещё ближе-то?! А дело здесь в трезвом политическом расчёте. Иноятову на руку, чтобы после ухода Ислама Каримова страну возглавил Шавкат Мирзияев, и никто другой. Иноятов и сам бы не прочь стать формальным сменщиком Каримова, да только и возраст уже немалый, да и обострившийся сахарный диабет совсем измучил – на работе главный узбекский контрразведчик бывает теперь от силы раз в неделю. В общем, дальновиднее продолжать оставаться в тени – «теневым президентом». А во главе государства посадить своего человека – Мирзияева.
Кстати, несколько лет назад Рустам Иноятов как-то обмолвился, мол, а неплохо было бы поженить Мирзияева (якобы к тому моменту официально оформившему развод) и Гугушу! А расчёт был такой. Известно, что значительной части местной элиты не по вкусу тот факт, что Мирзияев –100-процентный этнический таджик. Чтобы было совсем понятно: наверное, это как если бы Россию возглавил чукча. Или негр. Даже хуже – для немалой части узбеков таджики – враги. Дело даже не в том, что на всенародном голосовании Мирзияев однозначно непроходной. Дело в том, что за ним – вечно фрондирующая Фергана. Если бы удалось окрутить Мирзияева и Гугушу, то конфликта элит не возникло бы – в Узбекистане просто сменилось бы руководство. Но воцарение одного Мирзияева – без Гугуши – в Ташкенте неизбежно станет поводом для раскола страны.
Иноятов это скорее всего понимает, иначе не объяснить, зачем с его нелёгкой руки из Гугуши Каримовой сделали, по сути, «кавказскую пленницу», к которой время от времени приводят «товарища Саахова» – Шавката Мирзияева в надежде на благосклонность старшей дочери президента Узбекистана. Поговаривают, правда, что если Иноятову не удастся заставить сочетаться браком с Мирзияевым Гугушу Каримову, то, возможно, получится «уломать» её дочь. А разница в возрасте не беда. Узбекистан – страна с восточным укладом, там такое в порядке вещей.
Мухаммад Салих, узбекский политик:
– Каримова, так или иначе, можно считать, уже нет. Что дальше? По закону президентские выборы должны состояться не позже чем через три месяца. Возможно, выберут нового президента, но станет ли он президентом целостного Узбекистана или какой-то одной его части? Кланы пытаются договориться, но, насколько мне известно, пока безуспешно. Каримов уравновешивал их, а теперь элиты начнут выяснять, кто из них могущественнее. Подковёрная борьба, таким образом, может перерасти в открытое противостояние – есть такой риск. И даже в войну. Преемника Каримов не оставил, с дочками у него были натянутые отношения, Рустама Азимова, который устраивал большую часть элит, говорят, уже взяли под стражу. Таким образом, несложно предположить, что страну возглавит Шавкат Мирзияев – страшный человек, самый безжалостный среди известных мне чиновников. Думаю, это он усадил под арест Азимова. Но если к власти придёт Мирзияев, страна будет ввергнута в пучину государственного террора.
Конец узбекского короля Лира
Гугуша и Лола Каримовы схлестнутся в битве за «трон» своего отца.