В процессе о несостоятельности «Уральского завода химического и нестандартного оборудования» (УЗХНО) развивается конфликт УФНС по Челябинской области с контролирующим банкротство кредитором. Ведомство считает, что через фиктивный документооборот с компанией «Фактор» и рядом других структур предприятие занизило налоговые выплаты на десятки миллионов рублей. На этом основании фискалы убедили суд не включать в реестр крупные претензии «Корбона» и «Фаэтона». Однако еще более внушительные претензии «Фактора» остаются в реестре и дают ему решающий голос на собрании кредиторов УЗХНО. Пока ФНС пытается устранить компанию, требуя пересмотра ее прав на 130 миллионов рублей уральского завода, приближается день голосования по вопросу о введении конкурсного производства. Сторонние профильные юристы отмечают, что исключение «Фактора» из процесса не остановит ход банкротства, но вполне вероятно, приведет к переделу влияния в рамках процедуры. Между тем остановка предприятия грозит сотне жителей города Озерска безработицей.
Арбитражный суд Челябинской области отказал компаниям «Корбон» (81,9 млн) и «Фаэтон» (25 млн) во вступлении в реестр кредиторов «Уральского завода химического и нестандартного оборудования» (УЗХНО, Озерск).
Против удовлетворения требований выступил крупный кредитор предприятия – налоговая служба. Ведомство указало на «отсутствие доказательств реальности хозяйственных взаимоотношений между заявителями и должником».
Ссылаясь на челябинское УФНС, установлено, что «Корбон», «Фаэтон», а также ООО «Фактор» входили в цепочку компаний, с помощью которой УЗХНО занижал выплаты по налогам. В итоге челябинское управление ФНС доначислило заводу обязательные платежи и штрафные санкции в размере более 154,4 млн рублей. Суд включил соответствующее требование в реестр УЗХНО, и решение устояло в апелляции.
В рамках банкротного дела ФНС уже доказала, что в спорный налоговый период – в 2016-2021 годах – «Фактор», «Фаэтон» и «Корбон» имели общих сотрудников с УЗХНО. В частности, речь идет о собственнике и директоре «Фактора» и «Фаэтона» Александре Болдове, а мать главбуха УЗХНО работала и на «Корбон», и на «Фаэтон». Обе структуры не имеют имущества или лицензий, а единственным источником их дохода в проверяемый период был сам завод, когда суд и признал аффилированность.
Данные выводы были сделаны после того, как «Фактор» добился введения банкротства-наблюдения на заводе в апреле 2022 года. Тогда же челябинский арбитраж включил его требования на 130 млн в третью очередь. Впрочем, ФНС пытается обжаловать судебный акт, который признал законными обязательства УЗХНО перед «Фактором». Ведомство настаивает на пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам.
Опрошенные «Правдой УрФО» юристы сходятся во мнении, что исключение «Фактора» не остановит банкротство завода. Суд признал обоснованными претензии АО «Невинномысский азот» (8,1 млн) и банка ВТБ (21,2 млн). Позднее кредитная организация передала права требования ООО «Интеграл», большая часть обязательств (21 млн) обеспечена залогом транспорта. Кроме того, после распределения ликвидационной квоты суд постановил рассчитаться с екатеринбургским ООО «Спецпоставка» (3,6 млн), которое работало дилером предприятия.
Однако специалисты в области права отмечают, что в ситуации с требованием «Фактора» есть свои нюансы. Например, компания владеет наибольшим количеством голосов на собрании кредиторов, а в январе им предстоит решить ключевой вопрос: требовать ли конкурсного производства.
«При признании недействительным требования компании «Фактор» определение о введении наблюдения будет отменено в части включения требований компании в третью очередь реестра кредиторов, при этом в части введения наблюдения определение останется в силе. Но в случае введения конкурсного производства на основании решения кредиторов, где большинство было от компании «Фактор», процедура откатится назад к процедуре наблюдения», – пояснила «Правде УрФО» руководитель практики банкротства «КСК Групп» Нина Бабинова.
Руководитель екатеринбургского офиса юрфирмы «Арбитраж.ру» Артем Комсюков добавил, что в случае исключения «Фактора» из реестра принятые на основе его голосов решения будут отменены автоматически. Кредиторам придется провести новые встречи, чтобы принять легитимные решения.
При этом пересмотр требований «Фактора», с большой долей вероятности, приведет к переделу влияния в рамках процесса.
«Оставшиеся кредиторы могут впоследствии признать недействительным решение собрания по вопросу выбора арбитражного управляющего, выбранного компанией «Фактор». Так как выбор определяется решением кредиторов, не являющихся лицами, контролирующими должника или аффилированными с должником. <…> В целом в случае признания недействительными требований компании «Фактор» банкротный процесс продолжится, но уже с акцентом на добросовестное проведение процедуры конкурсным управляющим», – отмечает старший юрист КА «Регионсервис» Дмитрий Волосов.
УЗХНО находится в закрытом городе в ЗАТО «Росатома» Озерск, производит теплообменное и емкостное оборудование для атомной, химической и нефтегазовой отраслей. На официальном сайте завода среди ключевых заказчиков указаны НК «Роснефть», ОАО «Еврохим», ОАО «Нижнекамскнефтехим» и другие. Учредителями организации выступают ее гендиректор Игорь Новицкий (55%) и Александр Зеленин (45%), по данным системы «Контур.Фокус».
Остановка предприятия стала бы ударом по рынку труда Озерска – на заводе работает более сотни сотрудников, по данным ФНС на конец прошлого года. При этом в городе проживает около 82 тыс. человек.
В соцсетях жители Озерска также опасаются негативного развития событий вокруг УЗХНО и отмечают стабильную социальную политику компании.
«Кстати, одно из [немногих] предприятий в Озерске, где нет совсем текучки кадров. Платят рабочим хорошо, не обижают. Можно спокойно давать премию «Работодатель года» ежегодно. Работник там ну ничем не обделен по сравнению с комбинатом. Только нет унижения подчиненных и высокомерия начальства», – заявлял в начале года пользователь группы «Говорит Озерск».
На момент публикации профиль удален, но другие участники обсуждения также позитивно высказались о работодателе, которого могут лишиться.
«Корбон» и «Фаэтон» не смогли заехать в банкротство уральского стратега
Из реестра вытесняют крупного кредитора. Ведомство заблокировало доступ аффилированным структурам.