Скандал с покушением на Алексея Навального стал далеко не первым в новой истории нашей страны. Предатели родины, яркие оппозиционные политики, непримиримые журналисты — российским властям всегда было, кого объявить своим врагом. А если такой “враг” вдруг попадает в больницу со странными симптомами или умирает при загадочных обстоятельствах, сразу говорят об отравлении и обвиняют ФСБ. Самые громкие случаи возможных покушений — в материале ПАСМИ.
Страшная смерть
3 июля 2003 года скончался депутат Госдумы, журналист Юрий Щекочихин. По свидетельствам его коллег из “Новой газеты”, перед смертью у него отказали все внутренние органы и слезла кожа, из здорового 50-летнего мужчины он превратился в глубокого старика. Врачи диагностировали у Щекочихина редкую аллергию — синдром Лайелла. При этом заключение о смерти не было выдано даже родственникам, предсмертный анализ крови, который делали полицейские медики, исчез, как и медицинская карта журналиста — ее якобы выбросила уборщица Кунцевской прокуратуры. Журналистам “Новой”, которые были уверены в том, что Щекочихин был умышленно отравлен, удалось собрать данные об утечке секретных боевых ядов на черный рынок, но правоохранителей эти данные не заинтересовали. Уголовное дело по факту смерти Юрия Щекочихина четырежды возбуждалось и четырежды прекращалось за отсутствием состава преступления.
Незадолго до гибели Юрий Щекочихин выступал против силовой операции в театра на Дубровке, а потом разоблачил тайно награжденных по ее итогам. Он был автором целого ряда журналистских расследований, например, о деле “Трех китов”. Как депутат Щекочихин добивался отставки двух заместителей генпрокурора, которые, по его мнению, тормозили расследование громких коррупционных дел.
В 2004 году произошел инцидент с коллегой Щекочихина, журналисткой “Новой газеты” Анной Политковской. А обстоятельства этого инцидента очень похожи на то, что позднее случилось с Алексеем Навальным. Журналистка, как и оппозиционер почувствовала себя плохо на борту самолета. 2 сентября она направилась в Беслан, где накануне террористы захватили школу. В заложниках оказалось свыше тысячи детей, их родителей и педагогов, и для их освобождения Анна Политковская планировала выступить в качестве переговорщика с так называемым главой Ичкерии Асланом Масхадовым.
До Северной Осетии Политковской добраться не удалось — она впала в кому на борту самолета Москва — Ростов-на-Дону. При этом от бортового питания журналист отказалась, выпив только чай. В ростовской больнице взяли анализы, но, как заявлял главный редактор “Новой газеты” Дмитрий Муратов, пробы бесследно исчезли. Следы неизвестных отравляющих веществ были обнаружены в организме Политковской при обследовании в США.
В 2004-м врачи смогли спасти жизнь Анны Политковской, она была застрелена в подъезде своего дома спустя два года — 7 октября 2006. Журналист жестко критиковала Владимира Путина, в рамках правозащитной деятельности не раз выезжала в Чечню во время боевых действий. Глава республики Рамзан Кадыров назвал ее “врагом, который хуже Басаева”.
Полоний для чекиста
Через полтора месяца — 23 ноября 2006 года в Лондоне скончался бывший сотрудник ФСБ Александр Литвиненко, друживший с Политковской. Он почувствовал себя плохо 1 ноября после встречи со своим знакомым Андреем Луговым — предпринимателем, ранее служившим в ФСО. В больнице, куда был доставлен Литвиненко, сначала заподозрили отравление таллием, но затем нашли в его организме следы радиоактивного вещества — полония.
Скотленд-Ярд, расследовавший обстоятельства гибели Литвиненко, считал главным подозреваемым Андрея Лугового, но Москва отказалась выдать его британским властям. С 2011 года Луговой является депутатом Госдумы. В 2016 году Высокий суд Лондона на основе секретных документов британской разведки пришел к выводу, что за отравлением Литвиненко могла стоять ФСБ.
Полковник Литвиненко во время службы в органах безопасности выступил с рядом разоблачений руководства, в частности, заявил, что ему было поручено убить олигарха Бориса Березовского. Против него был возбужден целый ряд уголовных дел, после чего Литвиненко удалось бежать в Лондон и получить там политическое убежище. Он продолжил жестко критиковать ФСБ и Владимира Путина, а также стал агентом британской разведки MI6.
Солсберецкие новички
12 лет спустя также в Великобритании произошло отравление еще одного “предателя Родины” — бывшего сотрудника ГРУ полковника Сергея Скрипаля. 4 марта 2018 года Скрипаль и приехавшая к нему из России дочь Юлия были обнаружены без сознания на скамейке в городке Солсбери и доставлены в реанимацию. Врачи констатировали отравление нервно-паралитическим веществом, позже заявили, что это был разработанный в России боевой яд “Новичок”.
В сентябре британская прокуратура назвала главных подозреваемых в покушении — граждан России Александра Петрова и Руслана Боширова — они засветились на видеокамерах в Солсбери, а в их номере были обнаружены следы “Новичка”. Позднее премьер-министр Тереза Мэй уточнила, что Петров и Боширов — офицеры ГРУ. Эту информацию публично опроверг Владимир Путин, а затем Петров и Боширов дали малоубедительное интервью Маргарите Симоньян. Россия проигнорировала требование Великобритании объяснить применение на ее территории боевого отравляющего вещества, что привело к дипломатическому скандалу.
Полковник ГРУ Сергей Скрипаль в 2006 году был приговорен к 13 годам колонии по обвинению в госизмене. Он признал себя виновным в работе на британскую разведку. В 2010 Владимир Путин удовлетворил его прошение о помиловании. Скрипаля и еще троих осужденных за госизмену обменяли на десятерых задержанных в США сотрудников российских спецслужб. Он поселился в британском Солсбери, где давал консультации о способах противостояния российским разведчикам. По его наводке в Эстонии были обнаружены три российских шпиона.
После покушения никаких контактов Скрипалей с Россией не было, но британские власти сообщали о выписке Сергея и Юлии из госпиталя. Также была информация о том, что их под другими именами могут переправить в США.
Дважды выживший
Российскому оппозиционному политику Владимиру Кара-Мурзе-младшему удалось выжить после двух отравлений. В первый раз его состояние здоровья резко ухудшилось 26 мая 2015 года. Сначала врачи диагностировали сердечную недостаточность и даже стали готовить Владимира к операции, но резко изменили диагноз, заявив, что речь идет все-таки об интоксикации неизвестного происхождения.
Позднее врачами была выдвинута версия, что Кара-Мурза превысил дозу антидепрессанта, который принимал в последнее время. Родным политика удалось переправить его анализы во французскую лабораторию, и практически сразу после этого Кара-Мурза чудесным образом выздоровел, хотя изначально говорилось о 5-процентных шансах на его выживание.
А 2 февраля 2017 года оппозиционер был снова госпитализирован в критическом состоянии — с такими же симптомами, как и двумя годами ранее. И снова остался жив. Пробы крови, волос и ногтей были отправлены в западные лаборатории, но ФБР публиковать результаты анализов отказалась.
Сам Владимир Кара-Мурза считал оба случая местью российских властей за оппозиционную деятельность. Он активно лоббировал за рубежом санкции против чиновников в связи с гибелью Сергея Магнитского и убийством Бориса Немцова, а также присоединением Крыма. Еще в 2015 году политик подал в СКР заявление о покушении на убийство, но дело возбуждено так и не было. Проверку следователи возобновили в 2018 — после инцидента со Скрипалем, но о ее результатах ничего не сообщается.
Первый берлинский
Издатель интернет-ресурса “Медиазона”, участник группы Pussy Riot Петр Верзилов был госпитализирован 11 сентября 2018 с признаками тяжелого отравления — ухудшение зрения и речи, судороги. Спустя два дня Верзилова перевели в реанимацию института Склифосовского, где его состояние стабилизировалось настолько, что его смогли перевезти в Берлин, в клинику “Шарите”, где позже лечился Алексей Навальный. Медики констатировали, что против Верзилова применялось отравляющее вещество, но точно определить его не смогли. 26 сентября он выписался из берлинской больницы.
Незадолго до отравления Петр Верзилов стал участником громкой акции — 15 июля он и еще три участницы Pussy Riot в полицейской форме выбежали на поле стадиона “Лужники”, где проходил финальный матч Чемпионата мира по футболу. На трибунах в этот момент находились президент России Владимир Путин, президент Франции Эммануэль Макрон и президент Хорватии Колинда Грабар-Китарович.
Сердечные сомнения
Слово “отравление” не раз звучало в СМИ после скоропостижной смерти лидера общественно-политического движения “Новая Россия” Никиты Исаева. 41-летний оппозиционный политик скончался в ночь на 16 ноября 2019 года в поезде, возвращаясь из Тамбова в Москву, официальная причина смерти — сердечная недостаточность. Этот диагноз вызвал сомнение у многих — Исаев обладал отменным здоровьем, и, по словам его попутчицы, перед тем, как потерять сознание, заявил, что отравился. Политик много ездил по стране и выступал с громкими разоблачениями региональных властей.
Естественными причинами объяснили и почти одновременную смерть двух бывших руководителей Российского антидопингового агентства. Вячеслав Синев и Никита Камаев скончались в феврале 2016 года, им было чуть более 50 лет.
Трагические события произошли на фоне громкого скандала с обвинением РУСАДА в систематическом сокрытии применения допинга российскими спортсменами. Сомнения в том, что сразу два бывших топ-менеджера одной и той же организации скончались от инфаркта выразил, в том числе, и назначенный в 2017 году главой РУСАДА Юрий Ганус, а бывший глава московской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков, сбежавший в США, прямо заявил, что Никиту Камаева убили российские спецслужбы.
Затем Родченков дал New York Times скандальное интервью, в котором обвинил российских спортсменов в массовом использовании допинга на Олимпиаде в Сочи и рассказал о незаметном вскрытии проб, которое помогло скрыть эти нарушения. Кроме того, он направил руководителям МОК и WADA официальное письмо, в котором выразил готовность поделиться секретами российской допинговой программы.
После этого ФБР заявила, что жизни информатора угрожает опасность со стороны российских спецслужб и он стал участником программы по защите свидетелей.
От Щекочихина и Политковской до руководителей РУСАДА: кто мог быть отравлен силовиками
Истории загадочных смертей и болезней, выгодных власти.