Оборотень сдаёт подельников
В Калининском районном суде Санкт-Петербурга завершился процесс бывшего главы администрации муниципального образования «Северный» Калининского района Александра Минина и его заместителя Елены Григоренко. Они признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 160 (Растрата, совершенные лицом с использованием своего служебного положения), ч. 5 ст. 33 ст. 160 (Пособничество в растрате) УК РФ. Согласно приговору Минин и Григоренко оштрафованы соответственно на 550 тысяч рублей и 590 тысяч рублей, а также на 3 года лишением права занимать административные должности на государственной службе и в органах местного самоуправления.
Казалось бы рядовое дело вызвало грандиозный коррупционный скандал. Входивший в следственную группу сотрудник СУ СК Максим Поличев попался на взятке. Находясь под стражей, он решил дать показания на своих коллег по следственному управления и рассказать обо всех их «темных делишках»: «заказных» делах, отказах в расследовании в отношении нужных коммерсантов, хищение средств обвиняемых и т.д. Сразу после этого последовала череда отставок, а в Санкт-Петербург прибыли проверяющие из центрального аппарата СК РФ. Работы у них, похоже, будет много. Данная организованная следственная группа появилась уже давно и сейчас «поднимаются» все жалобы, поданные в разное время на ее участников. Из них следует, что следователи активно помогали некоммерческому партнерству «Око», желавшему монополизировать рынок аудио-видеопродукции северной столицы, отправляя за решетку всех неугодных. Потом они столь же дружно «прикрывали» тылы руководителей компании «Строительный трест», отказываясь возбуждать на них дела. Последний эпизод в этом списке: пропажа средств фигуранта дела о хищении НДС.
Максим Поличев являлся сотрудником отдела по Калининскому району СУ СК РФ по Санкт-Петербургу. Поскольку на его территории действовали руководители МО «Северный», Поличев был прикомандирован в городское Следственное управление, которое и вело расследование в отношении чиновников.Он попал в подразделение, руководимое Владимиром Ромицыным. Подразделение, в свою очередь, входит в управление, возглавляемое в тот момент Дмитрием Филипцевым. Следователь Поличев быстро стал своим на новом месте и его начали вводить в оперативно-следственные группы по другим громким делам. В частности по делу о хищении из бюджета НДС на несколько миллиардов рублей. Одним из арестованных в рамках этого расследования стал теневой финансист Юрий Пастухов, занимавшийся обналичиванием ворованных у государства средств.
Поличев был задержан прямо на рабочем месте 3 октября 2013 года. Выяснилось, что несколько адвокатов, знакомых со следователем, обратились к родственникам руководителей МО «Северный». Они сообщили, что при окончании расследования в отношении чиновников МО «Северный», на них выделили в отдельное производство материалы еще по ряду эпизодов преступной деятельности. Чтобы все эти материалы не переросли в новые уголовные дела, адвокаты предложили заплатить сотрудникам СУ СК взятку в 1,8 млн рублей. При получении первого транша в размере 900 тыс. рублей были задержаны посредники, которые дали показания и на адвокатов, и на Поличева.
Последний быть крайним в этой истории не захотел. Сразу после задержания, он начал давать показания, мол, следователь лишь действовал в рамках традиций, заведенных в СУ СК по Санкт-Петербургу, больше напоминавшего работу коммерческой структуры. В качестве подтверждения своих слов, задержанный привел другие примеры. Например, такой. При обыске у Пастухова было обнаружено множество финансовых документов фирм, контролируемых этим бизнесменов. На счетах одной из них оказалось 26 млн рублей. Якобы при помощи этих изъятых документов сотрудники СУ СК перевели средства в Москву, где они были обналичены.
Для бывших коллег Поличева такие показания явно не стали секретом. Через несколько дней они сразу нашли «виновных» в хищении 26 млн рублей: СУ СК были задержаны подчиненные Пастухова, номинальные руководители подконтрольных бизнесмену фирм.
Впрочем, такой «финт» следователям помочь уже не мог. Филиппцева отправили в отставку, троим подчиненным Ромицына предложили уволиться. Сам же Ромицын получил только словесный нагоняй. Этот человек уже давно имеет в СУ СК РФ статус неприкасаемого. Из центрального аппарата СК РФ с проверкой нагрянула большая комиссия. Работы этой комиссии, судя по всему, предстоит много.
На службе у ветерана Лубянки
В СУ СК РФ по Санкт-Петербургу уже несколько лет пылятся жалобы от целой группы бизнесменов: Лисенкова, Бриля и Охримец. Смысл их такой. В 2007 году в Санкт-Петербурге начало активно действовать некоммерческое партнерство «Око», созданное Павлом Альтовым, сыном известного сатирика Семена Альтова, и Дмитрием Михальченко, одним из руководителей фонда поддержки ветеранов ФСБ и СВР. НП фактически не скрывало, что хочет монополизировать питерский рынок по продаже аудио-видеопродукции. В результате «Око» объявило себя представителем интересов всех мировых гигантов музыкальной и киноиндустрии. А дальше представители НП стали писать заявления на структуры, торговавшие дисками и отказывавшися сотрудничать с НП.
Чаще всего фирмы реализовывали вполне легальную продукцию, но в «Око» утверждали, будто они сбывают контрафакт. Все эти заявление ложились на стол к Владимиру Ромицыну, на тот момент следователю по Центральному району СУ СК РФ по Санкт-Петербургу. И что характерно, каждое такое заявление превращалось в уголовное дело, а следом в торговых точках проводились обыски. Под горячую руку попали, как и мелкие торговцы дисками, включая Лисенкова и Бриля, так и крупные структуры, например, торговый дом «Орби». Руководитель последнего Оксана Охримец была задержана по решению Ромицына, ее отправили в СИЗО. Охримец долгое время ждала своей участи в камере, никаких следственных действий с ней не проводилось, пока суд не решил ее выпустить на свободу и отказал Ромицыну в очередном продлении срока ареста.
Ромицын сразу после этого пошёл на повышение и был переведён в СУ СК по Санкт-Петербургу. Новый следователь по делу в отношении бизнесвумен, изучив все материалы, так и не смог понять, за что женщину отправили за решетку. В результате ее выпустили, а уголовное преследование было прекращено в связи с непричастностью к совершению преступления. Охримец была полностью реабилитирована, по суду получила компенсацию материального и морального вреда, прокурор района принес ей извинения. Подобных извинений от Ромицына бизнесвумен не дождалась
Однако, больше эта организованная следственная группа, в которой, судя по всему, гораздо больше участников, чем только подразделение Ромицына, известна не проведением сомнительных расследований. А тем, на чем и попался Поличев: щедро профинансированными отказами в возбуждение дел или закрытием дел.
В сентябре 2012 года в городе Всеволожске киллеры застрелили ректора Санкт-Петербургского госуниверситета сервиса и экономики Александра Викторова. Как признались в СУ СК, преступление было связано с коммерческой деятельностью вуза. Однако, об одном в Следственном управление упомянуть забыли. Когда Викторов занял пост в университете, он написал заявление на своих будущих «заказчиков». Ректор указал, что прежнее руководство вуза всю выручку от платных студентов переводило коммерческим фирмам, где деньги расхищались. С большим «скрипом» СУ СК РФ по Санкт-Петербургу возбудило дело по мошенничеству, которое попало в производство Ромицына. Тот уже через два месяца работы дело закрыл «за отсутствием состава преступления». Викторов обжаловал такое решение в прокуратуре, надзорное ведомство его отменило. А сразу после этого ректора застрелили...
Стоит отметить, что все пострадавшие от организованной следственной группы не раз писали жалобы на ее участников. Та же Охримец сумела попасть на прием к главе СК РФ Александру Бастрыкину и передала ему документ, в котором перечислила нарушения, допущенные, по ее мнению, Ромицыным, в том числе и не касавшиеся напрямую дела: “В период производства предварительного следствия по уголовному делу № 601319 следователь Ромицын В.В., в нарушение установленного порядка, используя заведомо недействительный листок временной нетрудоспособности, злоупотребив доверием руководства, выезжал для отдыха за пределы Российской Федерации, что нашло свое подтверждение в материалах служебной проверки.
Также, в качестве благодарности от лиц, в интересах которых при возбуждении и расследовании уголовного дела № 601319 незаконно действовал Ромицын В.В., он был бесплатно включен в состав группы, совершившей трехнедельную ознакомительную поездку по Соединенным Штатам Америки.
Молчание товарища Бастрыкина
Однако жалобу Охримец ждала весьма печальная судьба. Из СК РФ ее переслали в СУ СК РФ по Санкт-Петербургу, где ей не дали хода , отделавшись банальной отпиской.
Подобная участь ждала и других участников, пробившихся вместе с Охримец на прием к Бастрыкину — жильцов дома 15 корпус 2 на Коломяжском проспекте. Они уже несколько лет пытаются добиться от питерской организованной следственной группы возбуждения дела на владельцев компании «Строительный трест» Беслана Берсирова и Евгения Резвова, а так же на начальника Службы государственного строительного надзора и экспертизы Орта. Жители дома рассказали главе СК РФ, как чиновник разрешил, а хозяева «Строительный трест» построили у дома 15 корпус 2 на Коломяжском проспекте автостоянку на 96!!! машиномест, которая не была предусмотрена градостроительным планом «северной столицы». Для этого даже пришлось сфальсифицировать ряд документов, в том числе градостроительный план земельного участка.
Тем самым собственники помещений многоквартирного дома лишились общедолевого имущества. Также жильцы указывали на другие случаи, когда Орт с нарушением законодательства выдавал разрешения «Строительному тресту».
Состав преступления был налицо, Бастрыкин с этим согласился и дал поручение разобраться. Была начата доследственная проверка, которая быстро умерла. Берсиров и Резвов, в отличие от чиновников из МО «Северный», располагают гораздо большими средствами и не склонны «сдавать» своих благодетелей.
Тогда к ситуации подключилась уже общественная организация «Дозор». Ее представители после проверки обращения жильцов дома 15 корпус 2 на Коломяжском в декабре 2012 года отправили в адрес главы Следственного комитета РФ четыре заявления на возбуждение дела на Берсирова, Резвова и Орта. Заявления спустили в Питер, где они попали в руки организованной следственной группировки.
А дальше началось то, за что, как теперь выясняется и берут деньги сотрудники СУ СК РФ по Санкт-Петербургу. В этом ведомстве «Дозору» ответили, что в компетенцию следственного управления не входит возбуждение таких дел. Даже начать доследственную проверку изложенных фактов, с которыми согласился Бастрыкин, отказались, прикрывшись такой формулировкой: «наличие в обращениях просьбы возбудить уголовное дело и мнение о совершенном тем или иным лицом преступлении не является безусловным основанием для отнесения такого обращения к заявлению о преступлении и необходимости его проверки в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ».
Кратко казуистику организованной следственной группы можно перевести так: дело возбудить не можем, так как нет результатов доследственной проверки, подтверждающей наличие преступлений в действиях Орта, Берсирова и Резвова, но проводить доследственную проверку не будем, поскольку обращение не является для этого достаточным основанием. Было - не было преступления, не знаем и знать не хотим. И мнение Бастрыкина по этому поводу, признавшему на личной встрече с жителями дома 15 корпус 2 на Коломяжском, что историей со «Строительным трестом» и Ортом должны заниматься его подчиненные, им самим оказалось совсем не интересно.
Не удивительно, что при таких условиях, процветала организованная следственная группа, превратившая СУ СК РФ по Санкт-Петербургу в подобие бизнес-структуры. Станут ли проверяющие из Москвы изучать все эти факты или ограничатся только историей с 26 млн Пастухова, какие они сделают выводы, покажет время. Если они будут правильными, то такие богатые люди, как Берсиров и Резвов перестанут чувствовать себя владельцами иммунитета от уголовного преследования.
Впрочем, наблюдатели, к возможности подобного поворота событий относятся скептически. Вся эта команда питерских следователей вместе с Ромицыным, образовалась в СУ СК РФ по Санкт-Петербургу, когда этим ведомством руководил Андрей Лавренко. В сентябре 2013 года, за месяц до разоблачений Поличева, он пошел на повышение и был назначен заместителем главы Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина. Сомнительно выглядит, что бы нынешние подчиненные Лавренко накопали «компромат» на его бывших подчиненных.
Почём уголовное дело?
Рядовое дело вызвало грандиозный коррупционный скандал.