Возглавляемое им кредитное учреждение «Финансовый капитал» в лидерах рынка не ходит, но миллиарды в активах имеет и в криминальных сводках мелькало. Не исключено, что злодеи потребуют выкуп. Правда, нетипичный образ банкира, без традиционных атрибутов финансовой власти, наталкивает на мысль, что сумма сумасшедшей не будет.
За исполняющим обязанности председателя правления банка «Финансовый капитал» Никитой Даньшиным приехали рано утром в четверг, 15 мая. Около восьми часов он вышел из парадной дома на улице Стойкости со старшим сыном. Это была традиция. Даньшин по пути в офис на Садовой улице подвозит ребенка в школу, жена остается дома.
Похитители приехали на черном микроавтобусе. Затолкали в салон банкира, его сына не тронули. Соседи видели сцену, и через минуту-другую о преступлении знали правоохранители. План «Перехват» не сработал. На Стойкости приехал следственный комитет и полиция, в банк на Садовой – тоже. Осматривали кабинет Даньшина. Вежливые сотрудники уголовного розыска уделили «Фонтанке» 15 секунд времени, приняв звонок в приемную похищенного банкира, но лишь для того, чтобы воздержаться от комментариев.
В «Финансовый капитал» Даньшин пришел в 1998 году специалистом юротдела. До топ-менеджера дорос быстро. В 2003-м выпускника юридического и экономического факультетов СПбГУ назначили заместителем председателя правления. Недавно повысили до и. о. председателя правления. Возможно, чтобы избавиться от приставки, ждал утверждения от ГУ Центробанка по Петербургу.
Несмотря на должность, Даньшин – банкир нетипичный. Из автопарка – «Субару» 2008 года выпуска и «Вольво» еще древнее. За отдыхом в райских уголках земли не замечен. Авиа- и железнодорожным транспортом пользуется в основном в командировках. У «Финансового капитала» есть представительства в российских регионах. Живет в обычной высотке, активно участвует в деятельности ТСЖ.
Впрочем, и вся публичная верхушка «Финансового капитала» лоском похвастать не может. Член правления Антон Адамов, например, – преподаватель кафедры международных отношений ГУАП, он же занимает должность главбуха банка.
Шик спрятан в учредителях. В ноябре прошлого года 46,5-процентную долю в уставном капитале получил основатель «Финансового капитала» Николай Козловский, он же бывший депутат областного ЗакСа и глава Тосненского ДРСУ. Его жена Людмила Владимировна значится в списке участников четвертой по размеру доли. Ну а вторым, с 33 процентами, – известный «мансардным» скандалом на Фурштатской и действующий фигурант масштабного уголовного дела о незаконном обналичивании денег 43-летний Андрей Пантелеев. В начале апреля в Петербург наведался центральный аппарат МВД и увез «серого» банкира в Москву. Тщательные обыски прошли тогда на Фурштатской, в том числе в помещениях фирм Пантелеева «Дали» и «АНП Консалтинг». Та история поначалу родила слух о возможной связи Даньшина с «обнальным» делом и сопутствующим задержанием у парадной. Но возбужденное следственным отделом Кировского района ГСУ СК по Петербургу уголовное дело по статье «похищение человека группой лиц по предварительному сговору» (санкция до 12 лет лишения свободы) и неофициальная информация, что оперативные мероприятия в отношении банкира не проводились, этот слух нивелировали. Долю в банке имеет также известный врач, бывший ректор Санкт-Петербургского государственного университета имени Павлова Николай Яицкий, имя которого связывали с другим уголовным делом – о хищениях в стенах вуза.
«Финансовый капитал» по размеру активов (3,8 млрд рублей по состоянию на 1 апреля) занимает 27-е место в Петербурге, соседствуя с «Леноблбанком» и «Сити инвест банком». В российском рейтинге место «ФК» и вовсе 448-е. Скромность, возможно, связана с тем, что банк, как правило, физлиц не кредитует, предоставляя деньги в долг только сотрудникам предприятий-клиентов. Основной профиль – обслуживание дорожных, строительных и производственных компаний и привлечение денег физлиц во вклады (общий объем 1 апреля составлял 1 млрд рублей). В арбитражной картотеке самая, пожалуй, значимая тяжба – с компанией «Фаэтон» о возврате 14 миллионов рублей.
Список лиц, под контролем либо значительным влиянием которых находится банк, возглавляют упомянутые лица – Николай Козловский и Андрей Пантелеев. В него же входит еще один бывший депутат ЗакСа Ленобласти Александр Федоров (как и Козловский, возглавлял ДРСУ, только в Тихвине) и его жена Ольга Васильевна.
По криминальной линии самым известным участником «Финансового капитала» значится Пантелеев, по предпринимательской – Николай Козловский. Он даже пытался с Олегом Тиньковым сделать лесной бизнес в США, выдав кредит и выделив землю в Тосно под лесозаготовку с последующей переправкой в Штаты. Дело не выгорело.
Судя по биографии, Никита Даньшин удален от дел Пантелеева и Козловского, да и вообще в «Финансовом капитале», вероятно, ключевую роль не играет. Поэтому вряд ли кто-то захотел повлиять на банковскую политику похищением. Не исключено, что за топ-менеджера в скором времени у семьи или коллег запросят выкуп. Если, конечно, в планы преступников входили бдительные соседи и посредники в переговорах в виде следователей и оперативников.
Похитителям достался неправильный банкир из “Финансового капитала”
В уголовном деле о похищении 38-летнего Никиты Даньшина основной версией наверняка значится профессиональная деятельность.