Полиция Хорватии нашла мертвым бывшего полковника российской армии Дмитрия Фунтова, с 2015 года разыскиваемого Интерполом. Он оставил предсмертную записку, поэтому основной версией гибели россиянина считается суицид. На родине господин Фунтов обвиняется в организации мошеннического хищения 211 млн руб. у «Воентелекома»: по версии СКР, господин Фунтов имитировал проведение экспертиз, а полученные за них средства присваивал вместе с сообщниками. Полковник пытался добиться политического убежища в Хорватии, тем временем в конце прошлого года местный суд санкционировал его экстрадицию в Россию. Другой предполагаемый организатор махинаций Сергей Лучанинов по-прежнему находится в международном розыске.
Пресс-атташе российского посольства в Хорватии Дмитрий Мальцев со ссылкой на местные власти рассказал “Ъ”, что тело Дмитрия Фунтова было обнаружено в съемной квартире в местечке Башка-Вода, расположенном неподалеку от города Макарска. Полицейских вызвала хозяйка квартиры, которую снимал господин Фунтов,— она нашла постояльца в полной крови ванной с перерезанными на обеих руках венами. Хорватские силовики полагают, что россиянин покончил с собой: он оставил предсмертную записку, содержание которой не разглашается. «Они сообщили нам, что связались с супругой Фунтова. И она без нашего участия решает вопросы, связанные с телом покойного»,— сказал “Ъ” господин Мальцев.
Дмитрий Фунтов с ноября 2015 года разыскивается Интерполом по запросу России. Сотрудники Главного военно-следственного управления (ГВСУ) СКР обвиняют его в особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Полковника следствие считает одним из организаторов схемы хищения денег «Воентелекома» на экспертизах электромагнитной совместимости частот. Она гарантирует, что их гражданское использование не будет мешать военным, и необходима, к примеру, мобильным операторам для установки новых вышек связи. Как говорится в деле, в 2005 году Дмитрий Фунтов вместе с другим бывшим армейским полковником Сергеем Лучаниновым создали Центр анализа электромагнитной совместимости (ЭМС) при «Воентелекоме», одновременно зарегистрировав на базе одного из профильных государственных институтов «Центр прикладных информационных проблем радиоэлектроники, информатики, автоматизации» (ЦПИП РИА). В документах указывалось, что ЦПИП проводил исследования частот по заказам Центра ЭМС, однако на самом деле, считает следствие, у исполнителя работ не было ни требуемых специалистов, ни необходимых допусков к секретным документам. Всю же информацию о частотах, по данным СКР, Дмитрий Фунтов получал через бывших коллег по службе в вооруженных силах — сам он в бытность военнослужащим занимался именно этой тематикой. Деньги, поступавшие «Воентелекому» от гражданских заказчиков, говорится в деле, через Центр ЭМС поступали в ЦПИП РИА, а оттуда уходили на счета фирм-однодневок и индивидуальных предпринимателей в одном из башкирских банков, после чего обналичивались и передавались господину Фунтову и его сообщникам. По подсчетам ГВСУ, таким образом было похищено 211 млн руб.
В октябре 2011 года фигуранты этого дела глава ЦПИП РИА Зигмунд Федукович, совладелец и главбух этой организации Юрий Величко и их коллега, также бывший полковник Валерий Смольников были осуждены на различные сроки Московским гарнизонным военным судом. Дмитрий Фунтов и Сергей Лучанинов скрылись от следствия незадолго до передачи дела в суд.
В Хорватию, по данным местного издания Slobodna Dalmacija, господин Фунтов через Украину, Румынию и Болгарию прибыл в 2016 году по паспорту румынского подданного Мариуса Чиботару. В июле 2016 года власти Хорватии арестовали полковника, а суд санкционировал его экстрадицию в Россию. Однако россиянин с помощью местного адвоката Ядрана Франчески добился в Верховном суде Хорватии отмены этого решения. По словам господина Франчески, его клиент подал местным властям запрос на политическое убежище, утверждая, что суд над ним в России не будет справедливым. Среди доводов, которые приводил юрист, был отказ российских властей в прохождении Дмитрием Фунтовым экспертизы на полиграфе, а также якобы имеющиеся в материалах расследования разночтения. Так, указал адвокат, господину Фунтову вменялись в вину махинации, совершенные в 2005–2009 годах, а работать в Центре ЭМС по бумагам он начал только 1 февраля 2006 года. Доводы местной прокуратуры о том, что с 2005 по 2009 год отставной полковник и его семья на неустановленные доходы купили себе недвижимость на $2 млн, адвокат Франчески называл несостоятельными, утверждая, что это были сбережения Дмитрия Фунтова за всю его жизнь. Как бы то ни было, в конце 2017 года суд Сплита вновь санкционировал экстрадицию полковника. «Я получил копию этого решения 12 января. Из-за того что срок на апелляцию невелик, я сразу же попытался связаться с Фунтовым, но он не ответил на мои звонки. Тем не менее 15 января я обжаловал решение об экстрадиции в Верховном суде Хорватии»,— рассказал “Ъ” господин Франчески. Он добавил, что сама по себе экстрадиция Дмитрия Фунтова невозможна, поскольку местный Минюст еще не рассмотрел заявления полковника о предоставлении ему политического убежища.
Тем временем розыск 59-летнего Сергея Лучанинова продолжается. Ранее силовики предполагали, что он, будучи уроженцем Харькова, может скрываться на Украине.
Полковник Дмитрий Фунтов принял хорватскую ванну
Находившийся в розыске по делу «Воентелекома» покончил с собой в Хорватии, тщетно пытаясь получить там политическое убежище.