Список банков, работающих со средствами гособоронзаказа, могут засекретить. Такие поправки в закон о гособоронзаказе внесло правительство в Госдуму. Помимо самого списка секретными могут стать и критерии отбора таких банков.
Сейчас условия, при которых банки могут работать с деньгами гособоронзаказа, и их список открыты. Условия прописаны в законе: это капитал больше 100 млрд руб., контроль со стороны государства или ЦБ, а также лицензия на работу с гостайной. Правительство может отдельным решением включить в список и банки, не соответствующие этим требованиям. Список банков каждый месяц публикует ЦБ, на 1 октября в него входили восемь банков: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, Всероссийский банк развития регионов, Новикомбанк, «Россия» и банк «Санкт-Петербург». Из них по отдельному решению правительства в список попали Новикомбанк, «Россия» и «Санкт-Петербург».
Представители Сбербанка и ВТБ от комментариев отказались, как и в секретариате первого вице-президента Игоря Шувалова. Представители других банков из списка и ЦБ на вопросы не ответили.
Это реакция на недавно введенные санкции, объясняет сотрудник банка, работающего со средствами гособоронзаказа. Главное их отличие от предыдущих – эффект «инфицирования». Риски усилились после принятия в августе в США закона о санкциях. Теперь наказание может применяться к любым контрагентам компании из санкционного списка, заключившим с ней существенную сделку. Определять, является ли сделка существенной, каждый раз будет госдеп. В октябре США назвали подпадающими под принятый закон почти все ведущие предприятия российской оборонки, напоминает госбанкир.
«Европейские банки рассматривают контрагентов из числа российских банков в том числе по тому, работают ли они с гособоронзаказом. Поэтому решения, которые позволят сохранить конфиденциальность в этом вопросе, нужны», – говорит собеседник «Ведомостей».
Американцы и европейцы постоянно расширяют санкции на компании, которые весьма опосредованно связаны с организациями, уже входящими в санкционный список, говорит исполнительный директор Heads Consulting Никита Куликов. Засекречивание списка банков, уполномоченных работать с гособоронзаказом, можно рассматривать как попытку защиты их бизнеса, полагает он. Но это не гарантия, предупреждает Куликов: полностью скрыть все данные о транзакциях не получится.
В сентябре Bloomberg писало, что чиновники и госбанки ищут варианты обойти риски при финансировании оборонных предприятий после принятия закона о санкциях в США. Особенно он беспокоил Сбербанк и ВТБ, писало агентство, называя среди вариантов минимизации этих рисков создание нового госбанка для кредитования предприятий оборонного комплекса и переход на прямое финансирование из казначейства. О том, что рассматривается вариант создать банк гособоронзаказа, «Ведомостям» рассказывали несколько банкиров, в том числе из госбанков. «Коммерсантъ» в октябре писал, что в качестве специализированного банка рассматривается банк «Российская финансовая корпорация» (подконтролен «Ростеху»), а также Новикомбанк и Связь-банк.
Правительство РФ поставит гриф «секретно» на банки, работающие с гособоронзаказом
Это может уберечь их от новых жестких санкций.