19 декабря Арбитражный суд Ямала рассмотрит вопрос об утверждении конкурсного управляющего, который будет сопровождать банкротство ОАО «Уренгойнефтегазгеология» (УНГГ), аффилированного со структурами семьи миллиардеров, владельцев холдинга «СибНАЦ» отца и сына Анатолия и Андрея Брехунцовых. В конце ноября тот же арбитраж принял решение о признании УНГГ банкротом.
Как следует из материалов дела, скандальное акционерное общество оказалось не в состоянии удовлетворить претензии своих кредиторов. В разное время иски о банкротстве поступали в суд от аварийно-спасательного формирования «Ямальская военизированная противофонтанная часть» (занимается сбитием фонтанов нефти), от ГУП «Ямалгосснаб» (крупнейшая компания с миллиардными оборотами, занимается, в том числе, поставками товаров, угля и продовольствия в отдаленные поселки округа), от ООО «Механика» (город Альметьевск, Татарстан).
В апреле 2013 года один из исков арбитраж удовлетворил, в итоге с мая на предприятии было введено внешнее наблюдение. Временным управляющим тогда был назначен тюменец Сергей Чепик. Недавно он предоставил свой отчет о делах порученной ему конторы, на основании которого суд должен был решить – банкротить предприятие или нет.
Еще до начала судебного заседания господин Чепик ходатайствовал о введении в отношении должника процедуры конкурсного производства – последней стадии банкротства предприятия. Свою просьбу он подкрепил финансовым анализом и материалами с общего собрания кредиторов, которое состоялось 8 ноября 2013 года. Анализ финансового состояния установил, что имущества УНГГ достаточно лишь для покрытия судебных расходов и на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, на возврат долгов кредиторам активов уже не хватает. При этом восстановление платежеспособности предприятия невозможно.
Суд также отмечает, что общее количество кредиторов (вместе с уже упомянутыми) – 37, сумма задолженности превышает 100 тыс. рублей (причем на несколько порядков: хотя в материалах дела об этом нет ни слова, только перед рабочими у актива Брехунцовых долг размером в 82 млн рублей). По закону, с момента поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд до момента завершения процедуры наблюдения должно пройти не более семи месяцев. Срок этот уже истек. Признаки преднамеренного или фиктивного банкротства УНГГ Сергеем Чепиком не выявлены.
В итоге суд принял решение признать УНГГ банкротом. Собрание кредиторов рекомендовало назначить конкурсным управляющим все того же Сергея Чепика. Конкурсное производство вводится сроком на шесть месяцев – до мая 2014 года.
К сожалению, сегодня Чепик был недоступен для комментариев: его телефоны, указанные в материалах судебного решения, отключены. Наши источники среди тюменского юридического сообщества отмечают, что Сергей Михайлович – из бывших сотрудников ФСБ, кроме того, он дружен со спикером Тюменской областной думы Сергеем Корепановым.
О самом банкротстве наши собеседники говорят, что суд принял вполне ожидаемое решение. «К этому все и шло, – считает один из экспертов. – Управляющий – «понятный» Брехунцовым, свой человек. Для них банкротство УНГГ – это метод «смытия» долгов, повод, чтобы официально оставить с носом кредиторов и рабочих. Разумеется, Сергей Чепик не нашел подтверждающих мою точку зрения фактов, но для того он и был пролоббирован на пост управляющего. Если бы нашел, я бы очень удивился».
Примечательно, что в стадию банкротства УНГГ отца и сына Брехунцовых входит на фоне расследования уголовного дела, которое правоохранительные органы возбудили по фактам невыплаты зарплаты сотрудникам предприятий группы «СибНАЦ». В июле 2013 года следственные органы возбудили уголовное дело по части первой статьи 145 УК РФ (Частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы). По версии следствия, в разные периоды 2012 и 2013 года руководство УНГГ из личной заинтересованности частично не выплачивало зарплату более 1,2 тыс. сотрудникам предприятия – всего около 82 млн рублей.
Кроме того, как ранее сообщал Znak.com, гендиректор ЗАО «Полярэкс», которое входит в структуру «СибНАЦ», Николай Чебалдин был дисквалифицирован сроком на один год. Суд признал его виновным по частям первой и второй статьи 5.27 КоАП РФ (Нарушение законодательства о труде) за невыплату 900 рабочим зарплаты за март-апрель текущего года в размере 65 млн рублей.
Как показала проверка, руководство «Полярэкса» неоднократно допускало задержки с выплатой зарплаты, ранее, в марте этого года, в отношении Чебалдина возбуждалось дело по аналогичной статье КоАП РФ. Как выяснилось, предприятие располагало средствами на выплату зарплат: после проведения антикризисных штабов с участием губернатора Ямала и представителей прокуратуры Нового Уренгоя все долги перед рабочими были погашены.
Такие же проблемы испытывала и «Уренгойнефтегазгеология». Там регулярно происходили конфликты трудового коллектива и руководства предприятия на почве невыплаты зарплаты. Весной тогда еще первый замгубернатора Ямала Владимир Владимиров заявлял, что УНГГ является основным должником по выплате зарплаты в регионе. «Ситуация по заработной плате, к сожалению, негативна, – пояснил Владимиров. – Значительная часть задолженности – в одной из компаний, расположенной в поселке Старый Уренгой. Даже на начало активного сезона ей не удается выровнять свою экономическую ситуацию. У предприятия огромные долги по налогам, но для нас важны люди, перед которыми у компании накопилась задолженность».
А осенью 2012 года на невыплату зарплаты в УНГГ жаловались бригады испытания скважины Горчинская №3 и буровых бригад скважин Студеная №6404 и Студеная №6405, работающих в районах Крайнего Севера Красноярского края – на Таймыре.
Отметим, что УНГГ – не единственное ямальское сервисное предприятие, испытывающее проблемы с кредиторами. По-прежнему сохраняется крайне напряженная ситуация вокруг холдинга «РУ-Энерджи Групп», к «дочкам» которого подано исков на сумму свыше миллиарда рублей. Как ранее заявляли эксперты Znak.com, знакомые с ситуацией, управляющие структуры готовят примерно похожий сценарий для своих обремененных долгами активов – санация через банкротство с сохранением относительно «чистых» активов.
Семья миллиардеров банкротит на Ямале легендарную компанию
Классика жанра: имущество вывели, конкурсный – свой человек из ФСБ, а больше тысячи работяг ждут миллионы долгов по зарплате.