В рамках расследования уголовного дела о крушении в Египте самолета компании «Когалымавиа» Следственный комитет намерен запросить у своих египетских коллег данные о том, как 31 октября в аэропорту Шарм-эль-Шейха проходил предполетный досмотр пассажиров, багажа и доставленного на борт питания. По предварительным данным, часть пассажиров погибла от взрывных травм. Поэтому следователи намерены проверить версию о проносе на борт российского самолета запрещенных предметов, в том числе и взрывчатки. Авиаэксперты признают, что предполетные проверки в египетских курортных зонах зачастую являются поверхностными.
В морги Санкт-Петербурга из Египта доставлена большая часть фрагментов тел погибших пассажиров и членов экипажа самолета А321. Судмедэксперты условно разделили людей по причинам гибели на две основные группы: первая часть сидела в передней части самолета и получила тяжелейшие травмы от столкновения с землей, а другая находилась в хвостовой части и погибла от взрывных травм и множества ожогов.
Причиной таких травм могли стать взорвавшиеся топливные баки или неустановленное взрывное устройство. Участки обгоревших тканей пассажиров уже отправили на анализ. Их исследуют на наличие следов взрывчатки. Эксперты уже обратили внимание, что в телах большинства погибших из хвостовой части лайнера были обнаружены частицы металла, обшивки лайнера и его деталей. Так называемые взрывные травмы указываются специалистами в заключениях в тех случаях, когда обнаруживаются следы от ударной волны либо частицы взрывчатого и химического вещества или термического действия.
В то же время сообщалось, что специалисты не выявили следов взрыва на останках жертв крушения Airbus A321 на Синайском полуострове.
«На телах погибших в ходе предварительного осмотра не было выявлено следов минно-взрывного действия», — цитирует ТАСС представителя Центра судебно-медицинской экспертизы.
Но следователи, отрабатывающие все версии, будут выяснять, по какой причине у самолета внезапно оторвался хвост и почему находящиеся в этом секторе люди получили взрывные травмы и ожоги. В задней части самолета находилась кухня с бортовым питанием, а также зона багажа, поэтому там могли оказаться запрещенные к перевозке предметы, в том числе и взрывчатка.
В связи с этим следователи СКР намерены в рамках международных договоров запросить помощь у своих египетских коллег.
— В первую очередь следователи будут выяснять, каким образом проходил предполетный досмотр пассажиров, экипажа и багажа в аэропорту Шарм-эль-Шейха, кто именно убирал салон самолета перед рейсом, кто готовил, упаковывал и доставлял на борт контейнеры с питанием, — рассказал «Известиям» источник в правоохранительных органах.
Эксперты считают такой запрос СКР вполне логичным — предполетный контроль в курортных зонах Египта зачастую является формальным, что допускает версию о возможном проносе на борт самолета запрещенных предметов или веществ.
— Нормальные спецслужбы свои проверки не афишируют, но у них стоит аппаратура, которая должна проверять людей и багаж, — рассказал «Известиям» специалист по безопасности полетов, экс-пилот Александр Романов. — У меня неоднократно были рейсы в Египет, но там, конечно, к этим проверкам попроще относятся.
С ним согласен и заслуженный пилот России, бывший летный директор «Внуковских авиалиний» Юрий Сытник. По его мнению, теоретически взрывное устройство могли пронести на борт самолета сотрудники наземной службы, которые поставляли еду или производили уборку в салоне.
— В контейнеры с едой могли положить взрывное устройство, — считает Юрий Сытник. — Я летал в Шарм-эль-Шейх, Каир, Хургаду, и там на загрузке питания и багажа могут работать неквалифицированные люди. Среди них могут быть люди, которые на все соглашаются за деньги, или различные радикалы с определенными политическими взглядами. Поэтому там легко это сделать.
При этом контроль самих пассажиров и летчиков в Египте, по словам Юрия Сытника, осуществляется на должном уровне.
Компанией «Когалымавиа» (Metrojet) был заключен контракт на наземное обслуживание ее самолетов в Египте с авиакомпанией «Египетские авиалинии» (Egyptair). Глава наземной службы египетской компании Рафат Абдель-Кадер сообщил «Известиям», что они встречают самолеты Metrojet, подают электроэнергию во время стоянки, убирают салон, буксируют, разгружают и загружают багаж, обеспечивают бортовым питанием.
— Мы занимаемся только сервисом и действительно доставляем на борт багаж и еду, но не занимаемся безопасностью и не отвечаем за содержимое багажа и контейнеров с питанием — всё это проверяет служба безопасности аэропорта, — рассказал «Известиям» Рафат Абдель-Кадер.
Еду для самолета готовят в местных аэропортах, упаковывают в пластиковые одноразовые контейнеры по порциям, а уже эти контейнеры грузят в авиатележки — именно с ними бортпроводницы потом шагают между рядами. После рейса тележки с каждого самолета привозят в кухню аэропорта, там их моют и загружают едой. Затем повара передают тележки грузчикам, и те развозят их по самолетам.
СКР пока расследует два уголовных дела по катастрофе А321 — по ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта») и 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»).
31 октября около 7.20 мск самолет Airbus A321 компании «Когалымавиа» потерпел крушение в 100 км к югу от города Эль-Ариш — административного центра провинции Северный Синай. Погибли 224 человека, включая членов экипажа.
Найденные тела отправили в Санкт-Петербург для опознания родственниками. Создана специальная комиссия по расследованию причин трагедии. На данный момент выдвинут ряд версий произошедшего. Среди них — техническая неисправность, ошибка пилотов и внешнее воздействие.
Следователи запросят данные о предполетном досмотре Airbus A321
Проверяются все версии, в том числе и возможность проноса на борт российского самолета запрещенных предметов, которые могли стать причиной взрыва.