В поле зрения депутатов, которые долгое время занимались запретами преимущественно в культурной, духовной и интимной сферах, попала экономика. Группа парламентариев из обеих палат — ee фронтует Ирина Яровая — готовит ко второму чтению законопроект, который серьезно испортит жизнь розничной торговле. Документ меняет правила игры во взаимоотношениях сетей и поставщиков.
Известно, что один из самых острых вопросов здесь — так называемые бонусы, которые производители платят ритейлерам за право быть представленными на полках. Налицо антагонистический конфликт, который не может быть решен к выгоде обеих сторон. В таких случаях нужно искать баланс, чем правительство, ФАС, Минэкономразвития занимались на протяжении многих лет. Но, по мнению Яровой и других авторов законопроекта, с этим гордиевым узлом возиться нечего, нужно просто рубануть по нему и по экономике сетей, запретив им брать с поставщиков бонусы (за исключением так называемых ретробонусов — выплат от объема продаж, которые, впрочем, предлагается урезать с 10 до 3 процентов).
Популистский потенциал законопроекта понятен — мол, сети-кровопийцы извлекают необоснованную прибыль из отечественного производителя, мешая ему заниматься ипортозамещением, а заодно — и из населения, которое в итоге переплачивает за товары. Не то чтобы эта логика была начисто лишена смысла. Но важно помнить, что рынок — это не благотворительность, там действуют и должны действовать жесткие законы конкурентной борьбы. Более того, они не перестанут работать, несмотря ни на какое регулирование. Просто будут действовать в искаженной форме, что приведет к убыткам для всех.
Место на полке — это конкурентное преимущество, а значит, за него будут платить, только все это будет происходить в неявной, а значит, коррупционной форме. Поставщики, обладающие большим объемом финансовых ресурсов, эту борьбу все равно выиграют. Зато менее сильные игроки даже не будут знать, сколько в действительности стоит место на полке, и хотя бы по этой причине не смогут его купить. Сети, потеряв часть доходов, естественно, компенсируют разницу за счет потребителя. Кроме того, у ритейлеров будет намного меньше мотивации к проведению различных акций и распродаж, которые здорово помогают семейным бюджетам малообеспеченных граждан.
Если Яровая и коллеги всего этого не понимают, что само по себе неудивительно, то они могли бы более внимательно отнестись к отзыву Минэкономразвития, которое предлагает отказаться от принятия законопроекта — по перечисленным выше основаниям. Правительственного заключения на законопроект нет вообще. То есть парламент в данном случае действует вопреки позиции исполнительной власти. Для демократии это само по себе нормально. Но у нас-то демократии нет! Все мы помним, как и благодаря чему на Охотном Ряду оказалась наиболее неуемная в запретительно-охранительном раже популяция депутатов. Справедливости ради мы помним и другое: благодаря чему Дмитрий Медведев оказался в кресле премьера и почему он будет возглавлять правительство вне зависимости от результатов работы.
Медведев тут в общем-то ключевая фигура. Ведь он не только премьер, но и, на минуточку, председатель «Единой России», имеющей большинство в Государственной думе. И он имеет полное право вызвать на ковер ту же Яровую и напомнить ей о партийной дисциплине, например. О том, что, игнорируя позицию правительства, она раскачивает лодку куда усерднее идеалистов с плакатиками. О том, наконец, что ее профильная задача — борьба с коррупцией, а не с розничной торговлей.
А ведь все идет к тому, что в 2016 году конструкция может повториться: Дмитрий Медведев поведет «ЕР» на выборы с явным намерением сохранить премьерское кресло, но уже не в качестве побочного продукта «рокировочки», а с принципиально другим уровнем легитимности.
Но эксцессы, подобные ситуации с правками закона о торговле, ставят под сомнение способность Медведева контролировать однопартийцев. А их самостоятельная законотворческая деятельность в сфере экономики представляет собой уже серьезную угрозу для страны. Ведь того и гляди реальное представительство в парламенте получат единомышленники Сергея Глазьева. А тогда — держись!
Советник президента, кстати, по данным «Коммерсанта», подготовил для Совбеза новый мощный доклад, в котором предлагает масштабный набор мер по преодолению санкций и превращению России в лидера мировой экономики. Разумеется, в нем нашлось место и госрегулированию цен на потребительские товары, и запрету на валютные спекуляции для юрлиц, и даже созданию при главе государства комитета по стратегическому планированию с переподчинением ему правительства. Сами по себе такие идеи могут даже показаться забавными, в контексте обсуждения на Совбезе они вредны, а получив статус законопроекта и лоббистов в парламенте, они будут просто убийственны.
Так что руководителям нашего государства нужно принять какое-то стратегическое решение: или дать обществу выбрать нормальную Думу, в которой неизбежные фрики будут купированы парламентскими механизмами, или снова забить парламент «медведями», но не давать им вылезать за пределы вольера.
Торговля здесь неуместна?
Тревожный симптом: волна депутатских запретов докатилась до ритейла.