В Новом Уренгое, где, как неоднократно рассказывал Znak.com, кроме добычи газа для страны, процветают рейдерство и воровство углеводородов, прямо на глазах пишется очередной детектив. Традиционно, замешанными в нем оказались силовики, кавказские преступные группировки и бизнес.
Как мы сообщали ранее, известный в местных кругах бизнесмен, директор ЗАО «Уренгойгеоресурс» Борис Карпов уже пытался вскрыть схему попытки захвата и уничтожения его бизнеса. Он подавал заявление в полицию по факту мошеннических действий и преднамеренного банкротства его предприятия, которые он усматривал в поступках руководителя «Норд-Сервиса» Сергея Веселкова и руководителя «Юнайтед Норда» Юрия Майского. Однако в возбуждении уголовного дела ему было отказано, а документы по делу «сгорели при пожаре». Теперь, когда доказательства исчезли, против самого Карпова возбуждено уголовное дело.
На днях на заседании Заксобрания Ямала омбудсмен по защите прав предпринимателей Дмитрий Бавдурный выступал с докладом об итогах работы его ведомства в прошлом году. По его словам, в 2013 году структура проводила экспертный опрос среди бизнесменов, который должен был показать, какие административные барьеры они на себе ощущают, как мешают работать контрольно-надзорные органы и так далее. Большинство опрошенных, сообщил депутатам Ямала господин Бавдурный, жаловались на некие платежи после проверок, которые проходили без актов и документов. В народе их называют «взятками». А 20% опрошенных подтвердили, что им известны случаи вымогательства со стороны силовиков.
Слежки, покушение, письма Путину и волокита
В отчете омбудсмен не приводил конкретных примеров, однако за ними далеко ходить не нужно. Накануне в редакцию Znak.com обратились представители ямальской компании «Роснефтегаз», которые сообщили, что их фирма на протяжении довольно длительного времени подвергается, как они считают, по большей части безосновательным нападкам со стороны различных надзорных и силовых органов. Более того, у владельцев и менеджеров компании есть основания полагать, что бизнес «Роснефтегаза» приглянулся рейдерской структуре, которая может быть связана с силовиками.
Компания «Роснефтегаз» владеет сетью АЗС (дизель, газ, бензин), расположенной во многих населенных пунктах Ямало-Ненецкого автономного округа, среди которых Салехард, Надым, Новый Уренгой, Тарко-Сале, Уренгой, Коротчаево, Тазовский и другие. Кроме того, РНГ имеет 15 производственных баз, занимается всеми видами строительства и ремонта дорог, геологоразведкой, имеет лицензии на добычу углеводородов, сдает в аренду технику и подвижной состав на ЖД. По некоторым оценкам, годовой оборот РНГ может достигать порядка 5 млрд рублей – достаточно привлекательный актив.
«История началась в 2003 году во время обысков, за которыми, по мнению предавителей РНГ, могли стоять Сергей Веселков и Владимир Синько. Руководитель и собственник компании Олег Ситников стал объектом слежки. Группа лиц, выходцев из Осетии, устроила за ним наблюдение. Позже эти люди были задержаны сотрудниками правоохранительных органов. При них были найдены три пистолета с глушителями, оптический прицел и средства слежки, – рассказывает один из топ-менеджеров РНГ. – Следствие длилось долго, а в 2005 году в очередном суде при странных обстоятельствах гособвинение отказалось от своих же доказательств, а участники ОПГ были отпущены на свободу и скрылись. Позже мы узнали, что эти граждане были хорошо знакомы с одним из теневых хозяев Нового Уренгоя бизнесменом Сергеем Веселковым (другом Синько В.И.), на счету которого не одно банкротство местных компаний и завладение чужим бизнесом, как это принято говорить – за долги».
В 2011 году силовики проводят, как называют это мероприятие сотрудники РНГ, маски-шоу, которое сопровождается выемкой документации компании. За его руководством следит зампрокурора Нового Уренгоя Светличный. Позже РНГ оспорит эти действия силовиков в суде, выиграет его, а господин Светличный уволится и по странному совпадению перейдет на работу в компанию Веселкова.
О другом эпизоде Znak.com рассказал сам Олег Ситников. «В сентябре прошлого года на меня происходит реальное покушение. В загородном доме вечером на меня со спины нападает человек в маске (позже врачи насчитали 19 ран). После ударов ножом меня связывают и бросают в холодную подсобку. Нападавший еще сам себе приговаривал о том, чтобы я прекратил заниматься бизнесом и уезжал из города. Спасла домработница, которая нашла меня».
По факту этого преступления было возбуждено уголовное дело, которое не расследуется до сих пор и в котором пока нет ни одного подозреваемого. «В начале дело расследовал самый молодой и неопытный следователь отдела, затем дело передали новому следователю, переведенному из Тюменской области, который не ориентируется в городе и был в отпуске. Теперь дело просто не расследуется, а все требования потерпевшего о надлежащем расследовании и жалобы адвоката игнорируются», – говорит пострадавший.
В январе этого года адвокат Ситникова подает жалобу в прокуратуру ЯНАО, которую отклонили, правда, написали, что ряд руководителей местной полиции и прокуратуры, которые занимались его делом, нарушали УПК и им внесены представления об устранении этих нарушений и привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности. «Создается впечатление, что расследование данного уголовного дела умышленно затягивается, а бездействие оперативных служб и отказы в обеспечении мер защиты, с учетом вышеописанной халатности, кем-то проплачены», – говорит Ситников.
Все эти события заставляют Ситникова написать обращение, как это обычно бывает, к целому ряду высших должностных лиц. Среди них – президент РФ Владимир Путин, премьер правительства РФ Дмитрий Медведев, генпрокурор РФ Юрий Чайка, глава МВД Владимир Колокольцев и другие. Интересно, что сам Ситников возглавляет местное отделение ОПОРы России, но за всю историю прессинга на предпринимателя какой-либо реакции со стороны центрального руководства этой организации так и не было. Известно также об обращении в комитет Госдумы по экономической политике, инновациям и предпринимательству, глава которого господин Руденский сообщил на Ямал, что письмо было направлено главе «Деловой России», и даже приложил на бланке копию своего письма бизнес-омбудсмену РФ Борису Титову. О реакции последнего пока ничего не известно.
Зато оперативно сработала канцелярия главы государства, которому в своем обращении владелец РНГ в начале апреля этого года сообщал, что обращался в различные органы власти с просьбой о защите своего бизнеса, но в итоге его компания получила целую кипу уведомлений о проверках предприятия от самых разных контролирующих государственных ведомств. В ответе управления по работе с обращениями граждан президента РФ говорилось, что письмо Ситникова отправлено в генпрокуратуру РФ для проверки изложенных фактов.
Уже через три дня в главном надзорном ведомстве страны бизнесмену ответили, что рассмотрели его обращение о ненадлежащем расследовании уголовных дел, в которых он является пострадавшим, и сообщили, что вся корреспонденция от него отправлена в прокуратуру Ямала. Причина – «требования инструкции о порядке рассмотрения и приеме граждан в органах прокуратуры РФ…».
Еще через пять дней (23 апреля, есть копии в распоряжении Znak.com) из прокуратуры ЯНАО пришел ответ, в котором органы первым делом объяснили интерес к «Роснефтегазу». Коротко, вывод таков: проверки, которые проводила налоговая, были в плане, а основание для них – низкая налоговая нагрузка в среднем по отрасли и серьезный, по мнению прокуроров, размер вычетов по НДС.
По жалобам о «масках-шоу» в 2011 году прокуратура округа внесла начальнику УМВД по ЯНАО Дмитрию Сергееву представление, которое было удовлетворено. А за волокиту в расследовании уголовного дела о нападении на Ситникова, которое силовики никак не переквалифицируют с «Разбойного нападения» на «Покушение на убийство», чего требует пострадавший, руководство прокуратуры Нового Уренгоя было привлечено к дисциплинарной ответственности.
Проверки, проверки, проверки
После того как федеральное руководство отреагировало на обращения Олега Ситникова и силовые органы вынуждены были сидеть строчить ему ответы, в его компании началась очередная волна проверок. Наиболее активными оказались природоохранная прокуратура Ямала и Северо-Уральское управление Ростехнадзора и прокуратура.
В начале марта этого года природоохранный прокурор округа Мартынов уведомил руководство «Роснефтегаза» о начале проверки промышленной безопасности предприятия с привлечением Росприроднадзора, Ростехнадзора и Росреестра. Основания – план на первое полугодие. Перед этим надзорное ведомство потребовало подготовить для него документы по 46 (!) пунктам, начиная от структуры компании, всех ее подразделений, лицензий, данных об объектах, различной разрешительной документации, заканчивая сведениями об уплате НДПИ, его размере, сведениями из ЕГРЮЛ и так далее.
Спустя сутки о внеплановой проверке по запросу ГУ МЧС по ЯНАО компанию извещает Ростехнадзор. Руководитель Северо-Уральского управления Ростехнадзора Лосев сообщает, что его сотрудники будут проверять «Роснефтегаз» две недели, до начала апреля этого года. Буквально через несколько дней Ростехнадзор начинает еще одну внеплановую проверку, ее срок также составляет 14 дней, основание – некое заявление некого частного лица, гражданина Кулиша.
В апреле прокуратура начинает проверки на восьми автозаправочных станциях компании. Все в один день – 24 апреля. Примерно в этот же период по заданию прокуратуры ЯНАО в Ноябрьске проходит прокурорская проверка объектов «Роснефтегаза» на предмет соблюдения законодательства промышленной безопасности. Прокуроры проверяют соблюдение земельного, градостроительного законодательства и многое другое. Тогда же Ямало-Ненецкая природоохранная прокуратура начинает проверку АЗС компании в Надымском районе, а прокуратуры Муравленко и Губкинского проверяют АЗС «Роснефтегаза» у себя в муниципалитетах. Параллельно прокуратура Нового Уренгоя настаивает на приостановке эксплуатации офисного здания, в котором работают сотрудники компании. Основания – требования представителей МЧС, которые усмотрели угрозу пожарной безопасности объекта. Однако через суд юристам «Роснефтегаза» удалось отменить это решение.
«Начиная с 2011 года мы живем в обстановке тотальных проверок, – говорит один из менеджеров «Роснефтегаза». – Все надзорные и проверяющие ведомства, которые только могут быть, к нам приходили и проверяли и выносили коробки с документами. Сами понимаете, как эти визиты и внеплановые и выездные проверки влияют на нашу работу. Я считаю, что перед чиновниками кем-то поставлена задача этими проверками сорвать работу и жизнеспособность предприятия. У меня нет уверенности в том, что коммерческая информация, которая содержится в требуемых от нас документах, не уходит потом в руки наших конкурентов или, скажем так, частных заинтересованных лиц».
Отдельно стоит отметить, что, кроме организации веерных проверок многочисленными надзорными структурами, организаторы прессинга «Роснефтегаза» используют креативные способы давления. В распоряжении Znak.com есть копия обращения гендиректора некоего ООО «Спектр М» Мусы Алиханова на имя начальника управления службы судебных приставов ЯНАО Демакова. В нем, пересказывая вкратце, господин Алиханов сообщает, что на протяжении длительного времени смотрел репортажи и сообщения СМИ о многочисленных проверках контролирующих органов, проведенных на объектах «Роснефтегаза», и что многие из объектов не снесены, и он предлагает свою посильную помощь в этом. Из собственных источников мы выяснили, что господин Алиханов владеет двумя частными охранными предприятиями, а «Спектр М» учредил буквально в феврале этого года. Лицензии на проведение работ по сносу объектов капитального строительства он не имеет. Что же касается процедуры работы службы судебных приставов по сносу подобных объектов, то по закону ФССП должна проводить тендеры, чтобы привлечь частные организации. «Я полагаю, что «Спектр М» – это контора, которая была специально создана (дело это нехитрое), чтобы стать исполнителем в попытках разрушить наш бизнес», – делится мнением один из менеджеров «Роснефтегаза».
Этнический след
Поразительная активность в работе проверяющих и силовых органов по отношению к предприятию Ситникова – лишь одно из направлений прессинга его бизнеса. Последние месяцы служба охраны бизнесмена (а кто бы на его месте не обзавелся бы ею) неоднократно фиксировала слежку за ним. Следили по-разному. Мы видели копии рапортов о проверке сомнительных лиц, которые ночью на снегоходах следили за домом предпринимателя с реки. Есть фото- и видеофиксация автомобилей с дагестанскими госномерами «05», которые преследовали машину коммерсанта. По его мнению, речь идет о попытке психологического воздействия на него и сборе информации о его передвижениях и образе жизни.
«Ни для кого не секрет, что в Новом Уренгое сильно влияние этнических преступных организованных групп. И сфера их интересов далеко не продуктовые или вещевые рынки, как показывают в кино. Речь идет о влиянии на рынок поставок ГСМ и добычи и переработки углеводородного сырья, – делится информацией один из источников в правоохранительных органах Ямала. – В настоящее время мы анализируем то, что происходит в городе. Есть основания полагать, что в регионе действует организованная группа из представителей этнических групп, связанных с рейдерами и силовиками. И я не исключаю, что «Роснефтегаз» попал в их поле зрения».
Главный вопрос в этой истории – чего хотят от предпринимателя Ситникова те люди, что стоят на самом верху этой нефтегазовой «пищевой цепочки», – заставить его продать бизнес, делиться частью прибыли, уйти с рынка вообще? Бизнесмен признается, что ему никаких подобных предложений не поступало – ни прямо, ни косвенно. По его словам, в таких ситуациях не принято конкретно обозначать свои предложения. «Я был свидетелем многих печальных историй, когда людей, которые сами себя делали на Севере, которые работают и живут здесь не одно десятилетие и отдали своей работе много сил, что-то создали, какой-то успешный бизнес, который несет пользу не только им, но и региону, стране, попросту выживали отсюда. Делали это те, кто не имеет на это никакого морального права. Разваливались мощные предприятия, корпорации, их владельцы либо сидят по заказным и сфабрикованным против них делам, либо в могиле, либо испугались и уехали на Большую землю. Но я буду отстаивать свое дело. Я не дам бандитам и коррумпированным силовикам меня запугать».
Znak.com будет следить за развитием ситуации.
Уренгойская лихорадка
Нефтегазовый бизнес в газовой столице страны до сих пор живет по законам 90-х. Реальные истории.