Полтора года назад мировой автопром потряс мощный скандал. Американское управление охраны окружающей среды обвинило концерн Volkswagen в том, что компания устанавливала на свои автомобили программное обеспечение, которое позволяло получать заниженные результаты на тестах по уровню выброса вредных веществ.
Акции немецкого автоконцерна резко упали, а официальные лица заговорили об огромных штрафах за фальсификации. По первым подсчетам, сумма компенсации могла достичь 90 млрд долларов только для Европы, которые могли бы разом потопить концерн. До столь масштабных выплат дело так и не дошло, но затраты на ликвидацию последствий «дизельгейта» были значительными, а в топ-менеджменте концерна произошли знаковые перестановки.
В итоге компания устояла, и теперь боссы Volkswagen уверенно говорят о планах по захвату мирового рынка. Корреспондент Autonews.ru съездил в штаб-квартиру Volkswagen в Вольфсбурге и узнал, как именно группа Volkswagen выбиралась из финансового пике и что будет с ней дальше.
Сколько денег концерн потерял из-за «дизельгейта»
Доработки требовали около 11 млн дизельных автомобилей по всему миру, из которых 8,5 млн было проданы в странах Евросоюза. В США концерну пришлось выплатить 10 млрд долларов в качестве компенсации владельцам полумиллиона дизельных автомобилей. Кроме того, 2,7 млрд долларов Volkswagen обязался внести в американский фонд компенсации экологического ущерба и еще 2 млрд потратить на внедрение в производство «зеленых технологий» нулевого выхлопа. Концерн взял на себя обязательство провести сервисные работы, либо выкупить дефектные автомобили по рыночной цене.
Правительство Германии решило не наказывать автопроизводителя денежным штрафом, а просто обязало Volkswagen исправить программное обеспечение и провести незначительные технические доработки. Официальной причиной такого решения стали различия экологических стандартов в Европе и США, но, по неофициальным сведениям, правительство побоялось топить крупного налогоплательщика, на заводах которого заняты десятки тысяч рабочих. По условиям соглашения с Европейской комиссией, устранить последствия «дизельгейта» в концерне обещали к осени 2017 года.
Что значит жесткая экономия по-немецки
Для осуществления масштабной операции по доводке 8,5 млн машин Volkswagen обратился за кредитом в 20 млрд евро, которые должны были покрыть расходы концерна. По финансовым причинам концерн отказался от некоторых новых разработок (первой жертвой пал проект нового Volkswagen Phaeton), сократил количество комплектаций и опций для своих автомобилей.
Экономия на логистике помогла концерну снизить затраты на 1,9 млрд евро. Кроме этого, Volkswagen сократил на 1 млрд евро свою инвестиционную программу. Все меры разом помогли сэкономить около 5 млрд евро в течение года. План позволил сохранить все активы и отказаться от сокращения работников.
Как VW потерял рынок и вернулся к прибыли
В 2015 г. чистые потери концерна достигли 1,58 млрд евро. Но уже в начале 2016 г. он вновь начал зарабатывать: операционная прибыль составила 3,1 млрд евро (на 5,9% меньше, чем за аналогичный период 2015 г.), а чистая прибыль – 2,36 млрд евро (на 20% меньше). Это произошло во многом благодаря восточным рынкам, где вообще не заметили «дизельгейта».
Однако в Европе дела шли не лучшим образом. Например, доля марки Volkswagen на европейском рынке в первом полугодии 2016 г. упала до самого низкого уровня со времен финансового кризиса – 11,2% рынка вместо 12,1% годом ранее. И хотя абсолютные объемы продаж выросли (875 тыс. автомобилей Volkswagen за полгода, что на 0,8% выше), на фоне общего роста рынка 9,4% – это фактически провал.
Как немцы теперь считают деньги
С начала 2017 г. немцы считают финансовые результаты по-новому, исключая из статистики продукцию и финансы совместных предприятий, мультибендовых компаний и непрофильных производств. Так, без учета китайского рынка в первом квартале было поставлено 1,44 млн автомобилей Volkswagen, что на 1,3% хуже аналогичного периода 2016 года. Однако выручка и прибыль растут даже по новой системе подсчета.
В первые три месяца Volkswagen получил выручку в объеме 19 млрд евро, а операционная прибыль достигла 870 млн евро. Эти цифры можно сравнить с адаптированными к новой системе результатами всего 2016 года: 74 и 1,6 млрд соответственно. Если объемы выручки являются в целом сопоставимыми, то операционная прибыль выросла чуть ли не вдвое. В соответствии с планом в 2017 г. объемы выручки должны быть увеличены на 10%.
Как идет ликвидация последствий «дизельгейта»
По словам генерального директора Volkswagen Герберта Дисса, в Европе модернизированы более половины автомобилей марки, в Германии – три четверти. Все остальные топ-менеджер пообещал обновить до конца года. К тому же моменту все модернизации будут закончены в Северной Америке и других регионах. В России тоже идут сервисные акции, но они не носят характер обязательных. У чиновников Росстандарта вообще не было претензий к автомобилям концерна, поскольку они соответствовали действующим в нашей стране техническим регламентам.
Тем не менее, в феврале 2016 г. российское представительство концерна Volkswagen самостоятельно объявило об отзыве 42 940 автомобилей трех марок с дизельными двигателями семейства ЕА189 объемом 1,6 и 2,0 литра. Процедура состояла в замене прошивки блока управления двигателем, а на некоторых моделях – доработке системы нейтрализации выхлопных газов. Однако, как говорят дилеры, многие клиенты от работ отказались, опасаясь ухудшения характеристик автомобилей.
Что значится в новом плане
Представленный прошлой осенью план «Стратегия 2025+» предусматривает более эффективное использование производственных площадей и снижение издержек. Модернизации подвергнутся все заводы в Германии, и к концу 2017 г. производительность автозаводов и производств компонентов вырастет на 7,5%. А в 2019 и 2020 гг. будет расти минимум на 5% ежегодно. На головном предприятии концерна в Вольфсбурге, где сейчас производятся только Volkswagen Golf, Touran и Tiguan для Европы, с 2018 г. впервые будет выпускаться соплатформенный автомобиль другого бренда. Не исключено, речь идет о компактном кроссовере марки Skoda.
Завод в Эмдене, где выпускаются все варианты Passat, получит еще одну модель – по-видимому, речь о перспективном седане более высокого класса. Наконец, начал работу Центр перспективных разработок в Зальцгиттере, где проводят исследования в области аккумуляторных батарей и планируют наладить их производство.
Что будет с Volkswagen в России
Региональные рынки играют все более важную роль, причем наибольший интерес для немцев представляют рынки Северной и Южной Америки, а также России. Именно на них отмечается наиболее значительный рост продаж. Так, завод в Пуэбло, выпускающий автомобили для США и Канады, за год увеличил производительность на 12%, а продажи в Штатах вернулись на докризисный уровень полуторалетней давности даже с учетом отказа от дизельных моделей на этом рынке.
Реструктуризация предприятий в Южной Америке позволила сократить 7000 рабочих мест, одновременно увеличив объемы производства. В итоге в первом квартале 2017 г. объемы продаж в регионе выросли на 13%. Наконец, обновление завода в Калуге позволило сократить местные издержки. А стабилизация российского рынка помогла увеличить сбыт на 13%. Немцы особенно подчеркивают, что региональные офисы получили больше свободы в принятии решений о производстве локализованных машин и модификаций.
Какие новинки запланировал Volkswagen
Основной фокус Volkswagen делает на растущий сегмент кроссоверов. К 2020 г. количество кроссоверов марки достигнет девятнадцати вместо прежних двух. В нынешнем году на рынок выйдет большой кроссовер Atlas (Teramont), а также семиместный Tiguan Allspace. В августе нам покажут компактный T-Roc, который в модельном ряду займет ступеньку ниже Tiguan. Наконец, осенью стоит ждать Touareg нового поколения. Кроме того, в компании работают над спортивной пятиместной версией Atlas.
Обновляется и традиционный модельный ряд. В начале года появился модернизированный «седьмой» Golf, на европейский рынок выходит стильный седан Arteon, пришедший на замену Volkswagen CC, а в Китае дебютировал большой седан Phideon, гамму которого до конца года пополнит гибридная версия. К лету готовят две модели на упрощенной платформе MQB A0 – новый хэтчбек Polo и укороченный седан на его базе под названием Virtus для небогатых рынков. А к концу года в США представят новый седан Jetta.
Что будет с электромобилями
Очень перспективным в концерне считают сегмент электромобилей, в котором Volkswagen к 2025 г. намерен занять лидирующие позиции. За несколько последних месяцев компания представила ряд концептуальных разработок, демонстрирующих, какими фольксвагеновцы видят электромобили ближайшего будущего.
Volkswagen I.D., I.D. Crozz и I.D. Buzz показали, как будут выглядеть хэтчбек, кроссовер и минивэн на электротяге. Серийные машины семейства начнут выпускать в Цвикау к 2020 году. По цене, обещают немцы, эти модели будут сопоставимы с существующими ныне дизельными машинами аналогичных сегментов. Все они строятся на серийной платформе MEB, которая также ляжет в основу большей части электромобилей Audi, Skoda и Seat.
Mehr als 15 tausend Rechtsanwalte, die in 65 Rechtsgebieten in allen Bundeslandern tatig sind. Auf unserer Website finden Sie einen Rechtsanwalt oder ein Unternehmen, das Sie benotigen: bestanwalt.com
Жизнь после «дизельгейта»: как Volkswagen выходит из кризиса
19 новых кроссоверов, семейство электрокаров и амбициозные планы на лидерство в перспективных сегментах рынка – оправившись от «дизельгейта», Volkswagen меняет бизнес и обещает более эффективное производство.